ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

город Цхинвал , 13 мая 2022 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ (ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ)
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В ДОКУМЕНТАХ И ПРИЛОЖЕННЫМ К НИМ МАТЕРИАЛАХ, НАПРАВЛЕННЫХ
В ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Президиум Верховного Суда Республики Южная Осетия в составе председательствующей – Председателя Верховного Суда Республики Южная Осетия О. А. Кочиевой, членов Президиума – судей Верховного Суда Республики Южная Осетия В. С. Хачировой, Л. Г. Бязровой, Н. В. Гагиевой, 3. А. Джиоевой, И. А. Маргиевой, Д. С. Техова, К. А. Цховребовой,
с участием представителя Администрации Президента Республики Южная Осетия Гиголаевой Е.Т. (доверенность от 03.05.2022г.),
представителя инициативной группы по проведению референдума Республики Южная Осетия Касаева А.Г. (паспорт гражданина Республики Южная Осетия 11 02 04 9291, выданный УВД г.Цхинвал 11.10.2021г.),
при секретаре Джанаевой И.И.,
руководствуясь пунктом 7 части 6 статьи 2 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О Верховном Суде Республики Южная Осетия», статьей 10 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия»,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соблюдения требований, предусмотренных Конституцией (Основным Законом) Республики Южная Осетия, Конституционным законом Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», Конституционным законом Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» в документах и приложенных к ним материалах, направленных в Верховный Суд Республики Южная Осетия Президентом Республики Южная Осетия.
Заслушав сообщение председательствующего Президиума Верховного Суда Республики Южная Осетия О. А. Кочиевой, а также выступления представителя Админист-рации Президента Республики Южная Осетия, представителя инициативной группы по проведению референдума Республики Южная Осетия, исследовав представленные документы, Президиум Верховного Суда Республики Южная Осетия
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 10 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» 13 мая 2022 года Президентом Республики Южная Осетия в Верховный Суд Республики Южная Осетия направлен запрос и приложенные к нему материалы, подготовленные инициативной группой в поддержку инициативы проведения референдума Республики Южная Осетия, в целях проверки соблюдения требований, установленных законодательством Республики Южная Осетия.
Согласно представленным документам и приложенным к ним материалам на основании статьи 8 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» создана инициативная группа для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Республики Южная Осетия.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 06 апреля 2022г. №38/1 инициативная группа по проведению референдума Республики Южная Осетия зарегистрирована и им выдано регистрационное свидетельство №01.
На основании пункта 4 статьи 8 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» инициативной группой сформулирован вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Республики Южная Осетия, следующего содержания: «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетия и России?».
06 мая 2022 года Итоговый протокол инициативной группы по итогам сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума вместе с подписными листами приняты Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 13 мая 2022 года №47/1 утверждено Заключение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия о соответствии пакета документов, представленных инициативной группой по проведению референдума по вопросу «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетия и России?», согласно которому, установлено соответствие представленных документов и материалов требованиям законодательства о референдуме.
Вышеуказанную процедуру Президиум Верховного Суда Республики Южная Осетия считает соответствующей требованиям Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» инициатива проведения референдума Республики Южная Осетия принадлежит:
1) не менее 1000 гражданам Республики Южная Осетия, имеющим право на участие в референдуме Республики Южная Осетия, при условии, что в каждой административно-территориальной единице Республики Южная Осетия (далее в регионах Республики Южная Осетия) проживают не менее 100 из них;
2) Президенту Республики Южная Осетия и депутатам Парламента Республики Южная Осетия (не менее одной трети от числа избранных депутатов) в случае внесения изменений в главы I, II и IX Конституции Республики Южная Осетия.
В соответствии с пунктом 16 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия назначает референдум в порядке, установленном Конституционным законом.
Исходя из изложенного, Президиум считает, что выдвижение инициативы проведения референдума инициативной группой не противоречит установленному в пункте 1 статьи 7 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» и согласуется с полномочиями Президента Республики Южная Осетия, установленными статьей 50 Конституции Республики Южная Осетия.
Согласно статье 13 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Республики Южная Осетия, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Таких обстоятельств Президиумом Верховного Суда Республики Южная Осетия не установлено.
Согласно части 2 статьи 12 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» вопросы, выносимые на референдум в Республике Южная Осетия, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
Согласно указанной статье вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопрос, предлагаемый инициативной группой к вынесению на референдум, соответствует требованиям вышеуказанных положений закона, он не ограничивает и не отменяет какие-либо права и свободы граждан, на него можно дать однозначный ответ.
Президиум полагает, что инициатива инициативной группы по проведению референдума 17 июля 2022 года, изложенная в проекте Указа Президента Республики Южная Осетия, соответствует требованиям действующего законодательства. Нарушений порядка реализации инициативы граждан Республики Южная Осетия по проведению референдума Республики Южная Осетия также не установлено.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 7 части 6 статьи 2 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О Верховном Суде Республики Южная Осетия», статьей 10 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», статьей 13 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», Президиум Верховного Суда Республики Южная Осетия
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Признать соответствующим Конституции Республики Южная Осетия, Конституционному закону Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», а также Конституционному закону Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» проект Указа Президента Республики Южная Осетия «О назначении референдума Республики Южная Осетия» по вопросу: «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетия и России?».
Настоящее Постановление не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно со дня провозглашения и подлежит незамедлительному опубликованию.

Председатель Верховного Суда Республики Южная Осетия О.А. КОЧИЕВА