Первые сто дней президента Алана Гаглоева

За этот период политологами и экспертами глава государства характеризуется по своим первым шагам и решениям, а общественность присматривается и формирует уровень доверия к президенту

Лидер оппозиционного блока Алан Гаглоев возглавил республику в мае этого года. Его победе предшествовали множественные препятствия с использованием административного ресурса власти, давлением и шантажа.
Предвыборный год, дебаты и день голосования в Южной Осетии всегда бывают интересными. Они отличаются оригинальностью с элементами демократии. Однако о последней предвыборной кампании политологи отзывались весьма нелицеприятно. Против кандидатуры Алана Гаглоева была развернута информационная атака с целью создания «черного имиджа». Казалось бы, все эти методы должны были возобладать над умами избирателей и заставить их усомниться в нем как в будущем президенте. Однако все точки над i были расставлены результатами голосования во втором туре президентских выборов – 56 % избирателей республики отдали свое предпочтение Алану Гаглоеву. Это при том, что он не был политическим тяжеловесом.
Имя он обрел еще в бытность службы в органах безопасности, репутация его стала резко расти после того, как он проявил принципиальную позицию во время трагедии Инала Джабиева. Но эти факторы не имеют ничего общего с опытным политиком. И, тем не менее, Гаглоев показал выдержку и сумел сохранить лицо в сложных ситуациях.
В маленьком Цхинвале каждый второй был наслышан о том, что освобождение из-под тюремного ареста родного брата Алана Гаглоева зависит всего лишь от уровня сговорчивости последнего. Ему поступали предельно четкие предложения. Например, свобода брата взамен на исключение одного из депутатов из партии «Ныхас». Алан Гаглоев остался непреклонен.
Таким образом, он успешно прошел тест на приверженность принципам справедливости. Под конец предвыборной кампании общественность негодовала. В югоосетинских пабликах звучало неприкрытое возмущение фактами массовой паспортизации населения накануне президентских выборов, в законности которой сейчас разбираются прокуратура и органы госбезопасности. Демонстративные награждения и присвоения высоких воинских чинов, специальных званий — попытки привлечения симпатий избирателей. Возглавлял весь этот список вопрос референдума, который как снежный ком обрастал догадками и полным непониманием. Быть или не быть Южной Осетии в составе России? Весь этот накал породил в обществе жажду к восстановлению порядка и законности во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно поэтому Гаглоеву доверили свою судьбу 56,09% избирателей. Эйфории и ликования у нового лидера не было. Ведь в наследство он получил «гордиев узел» в виде незавершенного вопроса с некорректной формулировкой о проведении референдума. Был издан даже указ президента. При этом детали референдума не прошли этап согласования с Москвой, вследствие чего, как сказал экс-спикер парламента Станислав Кочиев, «с вопросом референдума республика оказалась в конфузливой ситуации». Поэтому первым делом вновь избранный президент вместе со всеми ответственными за принятые ранее решения по референдуму лицами экстренно вылетел в Москву, где проходили устные консультации с российскими коллегами. Все понимали, что в данный исторический период времени проведение референдума никак не на руку как самой Южной Осетии, так и руководству РФ.
Следующим шагом главы государства стала реализация его предвыборных обещаний, – освобождение из-под тюремного заключения экс-министра связи и массовых коммуникаций Георгия Кабисова, который провел в исправительной колонии более четырех лет.
В первые же дни президентства Гаглоева акцент рабочей повестки сделан на нарушения экономического характера. По его поручению проводятся проверки и ревизии в министерствах и ведомствах. Большая часть исполнения поручений легла на плечи сотрудников генпрокуратуры. Это и проверка законности выдачи почти 1000 югоосетинских паспортов, и десятки случаев подаренного табельного оружия из арсенала силовых ведомств, попытки списания элитного служебного автотранспорта и многое другое. Кроме того, Генеральная прокуратура проверяет 52 государственные организации. Это те ведомства, в финансово-хозяйственной деятельности которых казначейство России обнаружило серьезные нарушения. Данные проверки находятся под личным контролем главы государства. В докладах исполняющего обязанности генпрокурора уже называются цифры в десятки миллионов рублей, израсходованных нецелевым образом. Вердикт президента — вернуть до копейки все деньги в бюджет. Именно таких шагов от него ждал югоосетинский избиратель.
Помимо внутриполитической повестки, глава республики проводит переговоры по экономическому сотрудничеству с руководством Минэкономики РФ и назначает главой кабинета министров опытного бизнесмена-строителя Константина Джуссоева, который в предыдущие годы успел зарекомендовать себя в Южной Осетии по качественно выполненным пунктам Инвестпрограммы.
К одному из успешных шагов к 100 дням работы президента можно отнести и выплаты по долгосрочным задолженностям перед сотрудниками «Дорэкспострой». Учитывая, что вместе с креслом президента Алан Гаглоев принял практически пустой госбюджет, выплачивать заработную плату «дорожникам» было просто неоткуда. Но и эти вопросы были успешно решены. В зоне риска оказались и судебные приставы. Эта категория сотрудников могла на время остаться без заработной платы из-за неверной градации их по закону о госслужбе. Исправление ранее допущенных юридических коллапсов также отнимает довольно много времени.
Сегодня в обществе можно услышать мнение обывателей о незавершенном за три месяца формировании кабинета министров. Действительно, за три месяца кабинет министров пока не укомплектован. К назначениям на высокие должности Алан Гаглоев подходит взвешенно. Он избегает резких высказываний, опрометчивых шагов, оперативных назначений. Ему свойственно присматриваться. Эти человеческие качества оттачиваются при многолетнем опыте работы в органах безопасности. При этом Гаглоев был довольно успешным предпринимателем. Создание бизнеса требует ювелирной аккуратности, знания дела и не терпит необдуманности. И весь этот разносторонний опыт рождает в человеке многогранный угол зрения. Большая политика, как и бизнес, не терпит опрометчивости. Может именно этими качествами президент руководствуется в формировании кабинета министров.
С другой стороны, вопрос кадрового дефицита становится с каждым годом все актуальнее. Грамотный врач редко становится хорошим министром здравоохранения, или хороший педагог не всегда так же хорош в должности управленца в системе образования. Принятие закона о государст-венной службе несет дополнительные требования к новым кадровым назначениям. Опытные менеджеры в госслужбе практически редкость. Все эти аспекты влияют на сроки формирования кабинета министров. Подписать указ о назначении легко, а не прогадать с назначенцем, доверяя ему ответственную сферу государственной деятельности, куда сложнее. Важно отметить и то, что в своей работе глава государства оценивает руководящий состав министерств и ведомств исключительно по профессиональным качествам, без дискриминации людей по их политическим взглядам или по «командной принадлежности». Такой подход говорит о трезвом взгляде на рабочий процесс, без нацеленности на притеснения и преследования по политическим мотивам. Такие подходы в политической истории Юж-ной Осетии были. Тот факт, что новый президент не погряз в местечковых разбирательствах, также характеризует его как грамотного управленца.
Следует также учитывать и тот факт, что Гаглоев возглавил республику в довольно сложный исторический период. В условиях, когда идет спецоперация по денацификации на Украине, а коллективный Запад всячески пытается ослабить позиции России в мире, Южная Осетия не может существовать отдельным звеном. И в такой реальности ответственность за будущее страны несет не единолично президент, а каждый министр, чиновник, руководитель. Государственная машина как единый механизм может работать слаженно только при сплоченной и грамотной работе каждого звена.

А. ПАРАСТАЕВА