Основной Закон сыграл огромную роль в развитии югоосетинского государства

8 апреля в Южной Осетии отмечается День Конституции. Основной Закон республики был принят на всенародном референдуме в 2001 году

Слова в преамбуле Основного закона четко отражают борьбу народа Южной Осетии за свободу и независимость.
В первой главе Конституции четко сформулированы основные принципы: Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа РЮО. Отмечено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РЮО является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, в нем говорится, что никто не может присваивать власть в РЮО, а захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону.

Укрепить систему сдержек и противовесов
По мнению Полномочного представителя президента РЮО в Парламенте Вячеслава Гобозова, дей-ствующая Конституция сыграла огромную роль в деле развития нашего государства, при всех своих недостатках и недочетах, которых в принципе не могло не быть.
«Принятие Конституции было очень знаменательное, серьезное и знаковое событие в новейшей истории Южной Осетии, так как впервые Основной Закон страны был принят на всенародном референдуме. Конституция, которая дейст-вовала до 2001 года, была принята парламентом, и изначально это была Конституция Советского государства. В 1996 году в эту Конституцию были внесены целые разделы, связанные с введением президентской власти», – вспоминает полпред президента, который в 2001 году был депутатом парламента третьего созыва и возглавлял Комитет по внешней политике югоосетинского законодательного органа. Кроме того, он был членом конституционной комиссии, которая и разработала Конституцию Южной Осетии.
Он добавил, что в связи с изменением формы правления в то время появился определенный дефицит в легитимности действующей Конституции.
«В соответствии с международными нормами и правилами было необходимо, чтобы Основной Закон страны был принят всеми гражданами республики, и поэтому была создана комиссия, в которую вошли представители общественности, партий, юристы, экономисты и т.д. Были и приглашенные специалисты», – говорит Вячеслав Гобозов.
По его словам, разработка Конституции сопровождалась большим тяжелым трудом, связанным со многими противоречивыми моментами, касающимися политической конъюнктуры, ведь в 2001 году должны были пройти президентские выборы.
«Соответственно, представители политических сил, каждый из членов конституционной комиссии имел личные интересы, и в той или иной степени руководствовался предстоящими президентскими выборами. Естественно, действующая власть в лице президента Людвига Чибирова и его команда пытались максимально перетянуть полномочия в сторону президентской структуры. И на этой почве были серьезные разногласия. Компартия и «Фыдыбæстæ» выступили против принятия варианта Конституции, который проталкивался действующей тогда исполнительной властью», – подчеркнул политик.
Гобозов считает, что именно этой политической конъюнктурой, к сожалению, обусловлены очень многие недостатки.
«Но мы подошли к тому этапу, когда стоит задуматься над разработкой нового варианта Основного Закона страны, исходя из нынешних условий, учитывая и то, что РЮО – независимое, признанное государство, и надо укреплять систему сдержек и противовесов органов власти, для избегания негативных моментов», – считает Вячеслав Гобозов.

Отражение национальной специфики
По мнению начальника информационно-аналитического управления администрации президента Юрия Вазагова, действующий Основной Закон Южной Осетии, принятый в апреле 2001 года после одобрения на всенародном референдуме, стал одним из важнейших этапов конституционно-право-вого развития республики.
«В Конституции 2001 года осуществлено правовое закрепление демократических норм в Южной Осетии и зафиксирован статус Республики как суверенного государства. Принятие Конституции в ходе всенародного референдума позволило сформировать исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, четкую систему государственного управления», – отметил Юрий Вазагов.
Он считает, что главный документ страны сосредоточил в себе правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определил приоритеты государственного развития, а также зафиксировал гарантии прав и свобод человека.
«Характерной чертой Конституции РЮО 2001 года является ее схожесть с конституционным уст-ройством России и единство конституционных ориентиров развития, что объясняется политической ориентацией Южной Осетии на Россию, а интеграция на уровне государств предполагает конституционную совместимость. В то же время конституционное устрой-ство РЮО не является полной калькой российского. Несмотря на схожесть и общие приоритеты, Основной Закон Южной Осетии содержит значительные отличия, отражающие национальную специфику, исторические и политико-правовые особенности югоосетинской государственности», – подчеркнул эксперт.
По словам Юрия Вазагова, действующий Основной Закон стал одним из факторов признания независимости РЮО. Он считает, что в нем закреплен курс развития, который избрал народ Южной Осетии.
«В Конституции также отражены особые отношения, которые Южная Осетия строит с Республикой Северная Осетия-Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономи-ческой и культурной интеграции. Как неоднократно отмечали эксперты в области конституционного права, Конституция РЮО соответствует всем международным нормам, в том числе правовым документам, принятым Советом Европы», – подчеркнул начальник уп-равления АП.
Он напомнил, что в 2009 году Центр мониторинга демократических процессов «Кворум» проводил мониторинг соответствия законодательства РЮО общепринятым демократическим стандартам, и по итогам работы было отмечено, что противоречия между Конституцией Южной Осетии и основополагающими документами Совета Европы, в первую очередь Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, практически отсутствуют.
Алена Джиоты