Михаил Чернов: «Перспектив для резкого улучшения отношений России и Грузии пока нет»

«Грузия не собирается восстанавливать прерванные дипломатические отношения с Россией, так как РФ признает Абхазию и Южную Осетию независимыми странами», – цитируют российские СМИ спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураба Абашидзе.

Данное заявление Абашидзе прозвучало в конце прошлой недели в ответ на интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова в газете «Труд». Лавров, касаясь темы отсутствия дипломатических отношений между Грузией и Россией, заявил, что их разрыв был инициативой Тбилиси и стал результатом предпринятой экс-президентом Саакашвили «югоосетинской авантюры». Глава МИД РФ отметил, что в России выступают за взаимовыгодные и дружественные отношения с Грузией.
«Мы всецело поддерживаем инициированный в 2012 году правительством альянса «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» курс на нормализацию двусторонних отношений. Наша установка – чем больше нормализации, тем лучше. Никаких ограничений с российской стороны здесь нет. А вот нашим грузинским партнерам, периодически разыгрывающим в конъюнктурных целях антироссийскую карту, в этом плане явно недостает последовательности. Россия всегда дорожила дружескими узами с близким ей грузинским народом, с которым мы прожили в едином государстве под разными названиями не одно столетие. Убеждены, что скорейшее преодоление имеющихся разногласий, восстановление и полноценное развитие двусторонних связей отвечает долгосрочным интересам наших стран и народов. К сожалению, наметившаяся положительная динамика была во многом перечеркнута событиями июня-июля 2019 года в Тбилиси, когда в ответ на провокацию грузинских национал-радикалов указом президента России был введен временный запрет на воздушные перевозки в Грузию. Хочется надеяться, что возобновление авиасообщения – это вопрос ближайшего будущего. Внимательно следим за положением дел в самой Грузии, разумеется, ждем общей нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и в мире, открытия регулярных авиарейсов на других направлениях», – в частности, было отмечено С. Лавровым.
В ответ спецпредставитель Грузии Абашидзе напомнил, что дипломатические отношения были прерваны по решению грузинского руководства в 2008 году.

«Пока Россия продолжает признавать независимость этих двух территорий, вопрос восстановления дипотношений не может быть на повестке дня. Тбилиси заинтересован в решении тяжелейших проблем в отношениях с Россией, связанных в первую очередь с оккупированными территориями, но это должно произойти на основании принципов международного права и с уважением суверенитета Грузии», – заявил Абашидзе.
Тем не менее грузинский политик признал, что Грузия заинтересована в возобновлении прямого авиасообщения с Россией, прерванного Москвой в прошлом году из-за антироссийских акций в Тбилиси. «Вопрос возобновления полетов следует рассматривать в эпидемиологическом контексте», – сказал он.
Дежурное заявление: официальная позиция властей Грузии
«Само заявление, как мы видим, связано с высказыванием министра иностранных дел Лаврова в интервью СМИ. То есть, это дежурное заявление, которое он в силу официальной позиции Грузии должен был высказать в ответ на заявление Главы МИД РФ. Что касается сути вопроса, совершенно очевидно, что на данный момент Россия не заинтересована в обострении отношений с Грузией. Есть интерес в определенной нормализации и возобновлении контактов и авиасообщений, последнее будет восстановлено в рабочем режиме, но медленно. Поскольку в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавируса Россия авиасообщение быстро не восстановила ни с кем. Только с несколькими государствами, и то в ряде стран со значительными ограничениями для путешествующих. Поэтому, пока не будет официально решена ситуация с коронавирусом, настоять на открытии авиасообщения или каких-то других послаблениях не приходится», – отметил в беседе с нашим корреспондентом российский политолог, руководитель проекта «Россия-Евразия: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» Михаил Чернов.
По мнению российского политолога, уровень официальных отношений между Россией и Грузией достаточно низок и совершенно нет оснований для того, чтобы эти отношения резко улучшились или изменились по своей сути.
«Мы видим, какие сейчас события разворачиваются вокруг России, что происходит в Белоруссии и на Украине. Это достаточно серьезные вызовы, в том числе и для России, и достаточно серьезная причина для Грузии и малых стран посмотреть, что будет дальше, и в общем-то продолжить ли идти с антироссийской линией на международной арене. Поэтому перспектив для резкого улучшения отношений России и Грузии пока нет», – считает эксперт.
Что касается вопроса признания Южной Осетии и Абхазии, по словам Михаила Чернова, Грузия должна прийти к этому.
«Грузия или те государства, которые будут в будущем на территории нынешней Грузии должны нормализовать свои отношения с будущими соседями, включая Южную Осетию, Абхазию, Россию и Армению, что тоже немаловажно в контексте армяно-азербайджанского конфликта», – констатировал Михаил Чернов.
Мадина БЯЗРОВА