Количество обращений меняется, характер остается, – Радик Гагиев

Управление по работе с обращениями граждан Администрации Президента (Общественная приемная) была создана для оказания консультативной помощи гражданам по вопросам восстановления нарушенных прав и свобод. Основными задачами Общественной приемной являются оказание правовой помощи гражданам, обратившимся в Общественную приемную, на безвозмездной основе, анализ характера жалоб и обращений граждан, выработка предложений по совершенствованию деятельности по защите прав и свобод человека.
Общественная приемная президента была открыта в 2012 году, и за это время в Управление поступило несколько тысяч обращений и заявлений от граждан. Если вопрос не решается на уровне министров и глав ведомств, последней инстанцией в надежде получить положительный ответ на жалобу становится президент. А главе государства они могут рассказать о проблеме только на приеме или в письменном виде через Управление по работе с обращениями граждан.
Сегодня Управление возглавляет Радик Гагиев, который работает в ведомстве практически со дня основания. Глава Общественной приемной рассказал, о чем просят граждане президента Южной Осетии.

– Радик Амбросович, Вы работаете в Общественной приемной практически со дня ее основания и хорошо знакомы со спецификой работы. Какие цели преследовало ведомство изначально, и изменились ли они сегодня?
– Задачи Управления с годами не меняются. Общественная приемная обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости с участием гражданина, направившего заявление. Регистрируем любые обращения независимо от характера вопроса, устные вопросы тоже фиксируем, но для дальнейшего рассмотрения жалобы личное обращение гражданина обязательно. Общественная приемная принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, и подчиняется непосредственно главе государства. В Управление приходит та категория граждан, которые хотят лично обратиться к президенту Анатолию Бибилову, но прежде чем попасть на прием к главе республики, наша задача принять заявление, проанализировать его характер и найти пути его решения в соответствующих инстанциях. Если решение вопроса в компетенции других представителей исполнительной власти, то мы разъясняем им, куда и к кому обратиться для решения проблемы обратившегося к нам гражданина.
– Бывают ли случаи, когда гражданин в своем обращении озвучил одну проблему, а на приеме у президента просит совсем другое?
– Конечно, бывают. Есть категория граждан, которые пытаются попасть на прием такими обманными путями, хотя Анатолий Бибиблов принимает всех граждан. Мы каждому гражданину, обратившемуся в Управление, объясняем по какому принципу, согласно установленному положению о приеме граждан, можно попасть на прим к президенту. Но, увы, встречаются и настырные граждане.
Есть другая категория граждан, которая пытается встретиться с Анатолием Ильичом на улице или у входа в здание Администра-ции президента. Такие методы непозволительны и даже незаконны, ведь глава государства изучает каждое обращение и дает рекомендации ведомствам. Более того, не было случая, чтобы гражданин пришел на прием к президенту, и он не уделил ему внимание, даже если у него неприемный день. Когда Анатолий Бибилов на работе, он всегда находит время выслушать каждого человека.
– Сколько обращений поступило в Управление по работе с обращениями граждан АП в прошлом году и каков характер заявлений?
– На имя президента РЮО Анатолия Бибилова в 2020 году поступило 1007 письменных обращений, в том числе 548 обращений касающихся предоставления гражданства РЮО.
Характер обращений, за время моей работы в Общественной приемной, практически не меняется, и основная часть граждан просит оказать материальную помощь, восстановить разрушенные дома и заменить кровли домов. Их количество в прошедшем году составило более 70. Также много заявлений поступает по вопросам предоставления жилья, восстановления и предоставления скидки на оплату обучения, предоставление и погашение кредитов, предоставление жилых вагонов и т.д. Также граждане приходят с просьбой предоставить их родственникам-инвалидам инвалидные коляски, улучшить жилищные условия.
Кроме того, через Общественную приемную на прием к главе государства были записаны 350 человек. А по линии Благотворительного фонда «Единство Алании» из 136 обращений, поступивших в ушедшем году, практически более 90% нашли положительное решение.
Что касается данных этого года, то за период с 12 января по 22 марта 2021 года в Управление по работе с обращениями граждан АП поступило 282 письменных обращения, в том числе 150 обращений, касающихся предоставления гражданства РЮО. По характеру поступивших обращений наблюдается следующая градация: 24 человек просят оказать им материальную помощь, 20 – восстановить разрушенные дома и столько же обратились на предоставление жилплощади, по четыре заявления поступило с просьбой заменить кровлю и по вопросу трудоустрой-ства. Есть и другого характера обращения.
По данным бюро пропусков, разовые пропуска в здание Администрации президента РЮО были выписаны 340 гражданам, а на прием к главе государства записаны 170 человек. Основные вопросы, по которым граждане обращаются к главе государства, остаются неизменными, главные среди них – оказание материальной помощи, восстановление домов, замена кровли. По линии Благотворительного фонда «Единство Алании» из 50 обращений, по 11 обращениям оказана материальная помощь, и еще для одиннадцати граждан приобретены инвалидные коляски и велотренажеры для больных детей.
Хочу обратиться к гражданам и призвать их, чтобы прежде чем приходить в Общественную приемную, следует обратиться в те инстанции, в чью компетенцию входит решение их проблемы. Причем необходимо в письменном виде излагать проблемы и обязательно требовать резолюцию по ходу рассмотрения обращения. И если они не найдут понимания со стороны чиновников, то уже обращаться в наше Управление. В таких случаях мы оставляем за собой право по письменному заявлению гражданина потребовать от чиновников объяснения – почему на месте не решен тот или иной вопрос? Каждый чиновник обязан принимать граждан и решать их вопросы на месте, разъяснять им схему решения вопроса и направлять по инстанциям. Нельзя игнорировать проблемы граждан!
Общественная приемная не может вмешиваться в решения суда и в деятельность судебных органов. Граждане, которые недовольны решением суда, пока должны пройти все инстанции судебной системы и только после этого обратиться к нам. Со своей стороны, если мы усмотрим в решении суда какие-то незаконные моменты, то уже дадим ход обращению, иначе мы не имеем права вмешиваться в работу судей.
– Пандемия коронавируса охватила весь мир, в т. ч. и Южную Осетию. Руководством страны предприняты все меры по недопущению и распространению COVID-19 на территории республики. Как отразились ограничительные мероприятия на работе Общественной приемной?
– Коронавирус не обошел стороной и наше Управление, и почти полгода в прошлом году запись на прием не велась, что заметно сказалось на количестве обращений.
Кроме того, у нас ранее практиковались выездные заседания по районам республики. И эта практика приносила достаточно хороший результат. С одной стороны, сельчанам не приходилось приезжать в столицу республики, что экономило время и средства. С другой стороны, на месте можно увидеть более полную и четкую картину существующих проблем в том или ином районе. Из-за коронавируса в прошлом году мы не смогли выехать в районы, но в этом году обязательно продолжим выездные заседания. Общение с людьми в таком формате имеет положительный аспект.
В Управление поступает много обращений от сельчан, и среди них актуальными остаются – обеспечение сел водой, электроснабжение, дороги и т.д. И в их случаях все вопросы тоже решаются положительно.
Алена ДЖИОТЫ