Итоги Женевских дискуссий: главная цель – добиться юридически обязывающего документа о неприменении силы

Текущий год выдался достаточно сложным из-за пандемии коронавируса и потому в этом году 51 раунд Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье был единственным, хотя обычно в год проходило четыре раунда. Об этом сообщил глава югоосетинской делегации, Полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев. Он рассказал, что несмотря на пандемию коронавируса, охватившую в уходящем году весь мир и внесшую свои коррективы во все сферы, 10-11 декабря удалось провести очный раунд дискуссий.

По словам полпреда, даже в условиях сложной эпидемиологической ситуации в течение года работа шла в рамках Женевских дискуссий, и за это время прошли три очные встречи с делегациями сопредседателей, а это представители трех международных важнейших организаций – ЕС, ООН и ОБСЕ. «Также в этом году прошло четыре видеоконференции, на которых обсуждали вопросы, которые обычно поднимали на очных раундах. Но как показывает практика, все же очные раунды намного эффективнее, хотя бы потому, что там присутствуют все делегации, а видеоконференции проходят в двустороннем формате. Для Южной Осетии очные форматы тем более важны, что площадка Женевских дискуссий фактически является единственной международной площадкой, где представители РЮО могут озвучивать позицию своего государства по обеспечению безопасности и по вопросам урегулирования отношений с соседней Грузией. Потому прошедший раунд имел для нас особое значение», – пояснил он.
На последнем раунде югоосетинская делегация сделала обзор ситуации в течение года и назвала ее стабильно-напряженной. Причем напряженность они увязали, прежде всего, с выставлением незаконного полицейского поста грузинской стороной на территории Южной Осетии в районе села Уиста (Цнелис) в августе 2020 г. «Мы считаем наличие поста фактором, дестабилизирующим ситуацию по всему периметру югоосетино-грузинской государственной границы. И мы еще раз озвучили нашу позицию – снять пост, приступить к совместной работе по делимитации и демаркации госграницы, что прежде всего – фактор безопасности, способствующий стабилизации в районах прилегающих к границе», – отметил дипломат.
Он сообщил, что с наличием поста связаны опасения не только у осетинского приграничного населения, но и грузинского, и прежде всего села Чорчана, жители которого даже опасаются собирать в лесу дрова. Мурат Джиоев добавил, что более того, наличие поста никакие практические задачи не решает, кроме политических амбиций грузинского руководства. «Поэтому, мы вновь обратились к международным посредникам оказать содействие в снятии незаконного поста в Уиста и выведением его с территории Южной Осетии. Обсуждались и другие угрозы для нашего региона, и прежде всего, продолжающаяся практика грузинских властей по созданию неблагоприятного имиджа РЮО в глазах международного сообщества. Учитывая, что у грузинских властей есть доступ ко всем международным трибунам, они свою надуманную, чисто пропагандистскую позицию, в корне расходящейся с реальностью, существующей в Южной Осетии, навязывают международному сообществу», – рассказал он.
Югоосетинская сторона вновь отметила деструктивность грузинского закона «Об оккупированных территориях». Из-за него представители международного сообщества не могут приезжать в Южную Осетию по единственно существующей дороге из России. «Со стороны Грузии госграница закрыта, т.к. нет договоренностей по границе. Поэтому мы еще раз попытались доказать им, что этот закон является анахронизмом и не соответствует ни чьим-либо интересам, ни безопасности в регионе в целом. Мы готовы сотрудничать со всеми международными организациями, в т.ч. и гуманитарными, которые уважают РЮО, ее народ и признают реалии логистики», – сказал полпред.
На дискуссиях наша делегация отметила продолжающиеся в Грузии шовинистические и реваншистские угрозы, напомнив о недавнем заявлении лидера одной из партий Ш. Нателашвили, «что лично водрузит грузинский флаг над российской военной базой, находящейся на территории РЮО».
«Российская военная база, как и российское военное присутствие на территории РЮО, соответствует двусторонним российско-югоосетинским договоренностям, отвечающим международному праву и никакого отношения к территории Грузии не имеет. Наоборот, частые учения войск НАТО в Грузии и сближение Грузии с НАТО – фактор, дестабилизирующий обстановку в регионе в целом. НАТО укрепляет грузинские военные силы, что и является фактором напряженности, тем более в этом году на фоне событий в одном из регионов Закавказья. Поэтому работа над юридически обязывающим документом о неприменении силы становится более чем актуальной», – заявили югоосетинские дипломаты на встрече.
В течение года продолжал работать Механизм по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), состоялись две очные встречи. Не прекращала работу «горячая линия», с помощью которой решаются многие вопросы приграничья. В этом году благодаря этому формату оперативно решались вопросы снабжения приграничных сел оросительной водой. «Это говорит о том, что когда есть желание сторон решать практические вопросы без политизации в интересах местного приграничного населения, то это решаемо. Учитывая нынешнюю ситуацию с пандемией, в этом году нарушители госграницы РЮО с Грузией с грузинской стороны не задерживались, а на месте выдворялись, за исключением нескольких случаев, когда кроме нарушения границы были еще и совершены преступления на территории РЮО», – уточнил глава югоосетинской делегации.
Джиоев напомнил – основной задачей, несмотря на формат встреч, остаются вопросы безопасности. Работа над юридически обязывающим документом ведется с 2009 г., когда были представлены первые проекты сторон, которые диаметрально расходились в позициях. И чтобы выработать совместный документ, нужно время, идут дискуссии.
Тем не менее, продолжил дипломат, все участники дискуссий признают необходимость работы над вопросами безопасности и поиска новых путей достижения договоренностей. Как отметил Джиоев, главная цель – добиться юридически обязывающего документа о неприменении силы. «Работа сложная, но будет продолжаться. Грузинская сторона старается переводить Женевский процесс в сторону российско-грузинских двусторонних отношений, поэтому нам каждый раз приходится доказывать, что дискуссии созданы специально для обеспечения безопасности РЮО и Абхазии со стороны Грузии и основные договаривающиеся стороны – это с одной стороны Южная Осетия и Абхазия, с другой – Грузия, а Россия, США и три международные организации являются участниками процесса», – говорит он.
Хотя грузинская сторона, по словам полпреда, делает вид, что таких государств как Республика Южная Осетия и Республика Абхазия не существуют, уже 30 лет РЮО развивается и строит свою государственность. «Более того, именно в день прохождения очередного раунда, тридцать лет назад заработал первый всенародно избранный Верховный Совет РЮО. 11 декабря 1990 г. состоялось первое заседание Верховного Совета. И за 30 лет мы семь раз избрали парламент, у нас есть все органы власти, и все атрибуты государства. Властям Грузии и их покровителям надо открыть глаза и признать существующую реальность», – заявил Мурат Джиоев.
Не остались в стороне и гуманитарные вопросы. Поднимался вопрос без вести пропавших граждан Южной Осетии. «Международные посредники пока не имеют никакой новой информации, но ждут новостей от прокуратуры Грузии. Нам обещали, что работа в этом направлении будет продолжаться», – сказал полпред.
Югоосетинская делегация вновь поднимала вопрос возвращения в Южную Осетию иконы-триптиха, напомнив, что она находится на территории Грузии незаконно, подробно еще раз рассказала историю святыни и отметили – возвращение триптиха стало бы, хоть и маленьким, но важным фактором доверия народа Южной Осетии к властям Грузии. «Это чисто гуманитарная акция, и икона должна быть возвращена законным хозяевам – народу Южной Осетии. Этот вопрос мы поднимаем на всех встречах и намерены говорить о святыне до ее возвращения», – констатировал Джиоев.
Делегация Южной Осетии обратила внимание – закрытие пункта пропуска «Раздахан» связано с ситуацией в Уиста. Отмечено, когда на одном участке госграницы напряженная ситуация, она автоматически переходит на весь периметр. «Поэтому мы напрямую увязываем это с разрядкой в Уиста и сообщили – с пониманием относимся к проблемам жителей Ленингорского района, и несмотря на закрытие пунктов пропуска с Грузией в течение года было много случаев пересечения госграницы с Грузией по линии МККК, по программе воссоединения семей, решаются гуманитарные вопросы жителей района и т.д. В этом плане мы озвучили несколько предложений, как способствовать решению гуманитарных вопросов у жителей приграничья. Но отметили – увязывать ситуацию в грузинских приграничных селах с ситуацией в Южной Осетии, не правильно», – уточнил полпред.
По словам главы югоосетинской делегации, на раунде поднимался и вопрос пандемии. Он подчеркнул, что югоосетинские дипломаты отметили – эпидемиологическая ситуация в Южной Осетии, контролируема и стабильна. «Кроме того, мы рассказали коллегам о большой помощи России в борьбе с COVID-19. Были предложения о приезде в Южную Осетию представителей международных организаций с целью оценки потребностей, на что мы заявили, что республика открыта для всех, готова сотрудничать со всеми, но дорога в Южную Осетию идет только со стороны России. Но они так не хотят. В этом плане мы напомнили, что те, кто хочет помогать нашей республике, они это делают. В частности, напомнили, что Международный Комитет Красного Креста оказывает посильную помощь в борьбе с коронавирусом», – разъяснил Джиоев.
Алена ДЖИОТЫ