В минувшем году в Грузии прошла волна массовых митингов против правящей партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» (ГМ-ДГ), возглавляемой Бидзиной Иванишвили. Так, в декабре 2019 г. сторонники бывшего грузинского президента Саакашвили несколько раз блокировали здание парламента, сминая кордоны полиции и оскверняя памятники архитектуры.
При этом представители так называемой оппозиции, а, по сути, воинствующие грузинские радикалы не стали долго искать повода для организации протестов. Для разжигания общественной истерии последователи Саакашвили использовали провал в грузинском парламенте законопроекта об изменении избирательной системы. Между тем, принятие этого закона едва ли заставило бы «саакашистов» отступиться от намерений погрузить Тбилиси в нескончаемую череду массовых беспорядков.
В ходе уличных митингов требования оппозиции о пересмотре действующего избирательного законодательства переросли в выдвижение ультиматума о немедленном роспуске парламента и отстранении от власти Бидзины Иванишвили. Естественно, партия ГМ-ДГ, избранная и до сих пор поддерживаемая большинством грузинского населения, не пошла на подобные шаги, применив силу в отношении беснующейся толпы. Полиция арестовала 47 человек. При этом многие сотрудники правопорядка получили телесные повреждения в результате столкновений с участниками акций протеста.
К сожалению, прошедшие в Грузии митинги в очередной раз подтвердили опасения экспертов и рядовых граждан об усилении позиций экстремистских сил. Яростно отстаивая идею чистоты грузинской нации, «саакашисты» не брезгуют откровенным насилием ко всем, кто им неугоден.
Так, например, широкую огласку получили преступления, совершенные, судя по всему, представителями неонацистских движений, в грузинском регионе Квемо-Картли, где проживают этнические азербайджанцы. В декабре прошлого года четыре молодых грузина зверски убили 85-летнего азербайджанца, ограбив его дом. За пре-дыдущие два месяца в Квемо-Картли произошло 4 подобных преступления.
В целом, в местах компактного проживания азербайджанцев регулярно совершаются уголовно наказуемые деяния на почве национальной нетерпимости. Более того, отряды грузинских активистов нападают на азербайджанских пограничников в местах несения службы на границе между двумя государствами в районе монастырского комплекса «Давид Гареджи».
На Западе эту проблему, как правило, стараются замалчивать, чтобы еще больше не скомпрометировать Саакашвили и его окружение в глазах местного населения и экспертного сообщества. Кроме того, распространение радикальных настроений в Грузии рассматривается Вашингтоном и его европейскими союзниками как шанс укрепить пошатнувшееся влияние в Закавказье. Во многом именно этим объясняется щедрая финансовая поддержка связанных с Саакашвили политических структур со стороны многочисленных западных неправительственных организаций.
В этих условиях возможное возвращение Саакашвили к власти в Грузии в результате парламентс-ких выборов в октябре этого года может обострить существующие проблемы на Южном Кавказе. Поддерживаемые бывшим грузинским президентом радикальные группы, используя популистские лозунги, будут стремиться консолидировать население вокруг идеи поиска виновных в хронических проблемах грузинского общества – безработице и нищете. История политической карьеры Саакашвили подсказывает, что виновными, скорее всего, будут объявлены представители этнических меньшинств, проживающие в Грузии. Но стремление «саакашистов» переложить вину за собственные ошибки на национальные общины неизбежно приведет к новым конфликтам, схожим с грузино-абхазской и грузино-югоосетинской войной.
А. ДЖИОЕВ