В конце прошлой недели в Грузии стартовали крупномасштабные учения под названием «Agile Spirit 2019» («Проворный дух») с участием 3300 военных из 14 стран, в большинстве своем входящих в блок НАТО. Почти половину контингента – 1500 солдат и офицеров, направили Соединенные Штаты. На учениях задействована военная техника американской армии – танки «Абрамс», бронетранспортеры «Страйкер», гаубицы и др.
Последние несколько лет с целью ознакомления личного состава подразделений с местностью, войска, задействованные в учениях, после высадки в Поти перебрасываются своим ходом колоннами из одного полигона на другой. Так и происходит сейчас, учения последовательно разворачиваются на военных базах в Сенаки, Орфоло и Вазиани, позволяя отрабатывать варианты возможных дейст-вий на двух стратегических направлениях – югооосетинском и абхазском.
Согласно официальным заявлениям минобороны Грузии, целью учений является усиление совместимости между странами-участница-ми, улучшение оперативных возможностей в многонациональной среде и сохранение стабильности и безопасной обстановки в Черноморском регионе. Такую же версию озвучили в Пентагоне.
Однако подобные утверждения представляют собой лишь антураж, рассчитанный на европейскую публику. В действительности же «Проворный дух» имеет предельно четкую направленность и способен лишь привести к дальнейшему ос-ложнению ситуации в регионе. Учитывая, что столь беспрецедентные учения с привлечением войск Североатлантического альянса проводятся на фоне активизации грузинских радикалов, организовавших целую серию русофобских акций, совместные маневры могут лишь подхлестнуть подобные настроения.
Плацдарму не позволят отсиживаться в кустах
Единственное, что на протяжении 10 лет после августа 2008 года сдерживало националистические силы Грузии от обострения ситуации в регионе – это страх ответных действий со стороны России. Усиление военного присутствия США на территории Грузии за последние годы явно приводит к притуплению инстинкта самосохранения у значительной части грузинского общества, которое вновь охотно поддерживает политиков с реваншистскими идеями, не задумываясь о возможных последствиях.
Попытки «Грузинской мечты» во главе с Бидзиной Иванишвили усидеть на двух стульях, развивая торгово-экономические связи с Россией и одновременно продолжая курс на военно-политическое сближение с Западом, оказались провальными. Руководство РФ после серии русофобских выходок дало ясно понять, что не намерено оплачивать билет Грузии в НАТО и не собирается дальше подпитывать из кармана россиян буйство антироссийских элементов. Западных «ястребов» в свою очередь не устраивает чрезмерная, с их точки зрения, осторожность нынешних грузинских властей в отношениях с РФ. Образно говоря, военный плацдарм, роль которого они намерены отвести Грузии, должен принимать первый удар, а не прятаться в кустах. Ак-тивно подключаясь к американской стратегии сдерживания России, грузинские власти, по всей видимости, планировали получить от западных стран серьезные бонусы, но не ожидали, что от них потребуют идти до конца, невзирая на издержки.
Возможно, в другой геополитической ситуации «мечтателям» удалось бы еще долго продолжать выгодную для них политику балансирования между двумя полюсами, но меняющаяся обстановка ограничила их возможности для маневрирования. Здесь свою роль, помимо американо-российского противостояния, сыграло и очередное обострение отношений США и Ирана, а также политика лидера Турции Эрдогана, который после неудавшегося покушения отказался следовать в фарватере политики Соединенных Штатов и начал реализовывать курс на сближение с Россией.
На этом фоне расположенная посередине российско-турецко-иранс-кого треугольника территория Грузии приобрела для американцев весьма важное значение прежде всего с точки зрения усиления военного присутствия в Черноморско-Кавказ-ском регионе.
«Проворный дух» с антироссийским акцентом
Участившиеся совместные учения в Грузии и увеличение численности их участников стали одним из проявлений новых акцентов в политике США в Кавказско-Черноморс-ком регионе. Только в течение первой половины 2019 года военные Грузии и стран НАТО провели несколько совместных учений, отрабатывая взаимодействие и механизм быстрой переброски американских войск из Болгарии и Румынии на кавказский театр действий.
Учения «Agile Spirit» проводятся с 2011 года, однако в этом году по своим масштабам они превзойдут предыдущие маневры, что, несомненно, напрямую связано с текущей геополитической конъюнктурой. Обращает на себя внимание и выбор хронологических рамок – учения проходят с 27 июля по 9 августа. Таким образом, их явно приурочили к очередной годовщине августовской агрессии Грузии против Южной Осетии, что подчеркивает их антироссийский акцент.
Несмотря на официальные заявления о целях учений, прозвучавшие из Тбилиси и Вашингтона, западные и грузинские эксперты достаточно откровенно говорят об их реальной направленности.
Как отмечает американское издание «EurasiaNet», первые совместные учения «Agile Spirit», проходившие в 2000-х годах совместно с Соединенными Штатами, концентрировались на подготовке грузинских войск к участию в миссиях под руководством США в Ираке и Афганис-тане, где грузинские военнослужащие патрулировали или охраняли различные объекты. «Однако после 2008 года США изменили ориентацию учений «Agile Spirit», чтобы они лучше отвечали нуждам Грузии, а именно укрепляли ее способность противостоять России», – пишет обозреватель издания Джошуа Кучера.
То же самое утверждает грузинский эксперт, доктор военно-поли-тических наук Вахтанг Маисая. В интервью «Кавказскому узлу» он отметил, направление военных учений обусловлено августовской войной в 2008 году и «геополитическими вызовами, происходящими вокруг Грузии».
По словам другого грузинского эксперта, главного редактора военно-аналитического журнала «Арсе-нали» Ираклия Аладашвили, учения направлены на повышение уровня обороноспособности армии.
Он также отмечает, что во время пятидневной войны в августе 2008 года грузинские военные, которые ранее были участниками миротворческих миссий в Ираке, оказались «неспособны отразить наступление российских бронетанковых групп и авиации».
«В последнее время на учениях отрабатывается именно это, например, чтобы остановить наступление бронетанковой группы вероятного противника и отразить воздушное нападение его авиации и контрбатарейная борьба артиллерии», – сказал Аладашвили.
Грузинские эксперты восторженно отмечают, что впервые в совместных учениях принял участие самолет морского патрулирования США «P-8 Poseidon», осуществлявший полеты во взаимодействии с береговой охраной Грузии.
Как утверждает Аладашвили, «Посейдон» может контролировать акваторию всего Черного моря, в том числе на абхазском участке. «В черноморской акватории он может достаточно эффективно проконтролировать подводную и надводную ситуацию. «P-8 Poseidon» борется с подводными кораблями. Его вход связан с превенцией сдерживания российского флота на Черном море», – говорит грузинский эксперт.
Более того, по словам грузинских экспертов, участие противолодочного самолета «P-8 Poseidon» в учениях вписывается в планы НАТО по созданию постоянно действующей морской группировки в Черном море.
Ответ Москвы
Между тем наращивание военного присутствия Соединенных Штатов и их союзников в Черноморско-Кавказском регионе угрожает не только интересам Российской Федерации. Превращение Грузии в военный плацдарм Запада создает условия для усиления давления на Иран, с которым нынешние грузинские власти успели осложнить отношения. В определенной степени акцент на Грузию в политике Соединенных Штатов делается и в пику Эрдогану. Подобная агрессивная политика США побуждает их оппонентов координировать свои действия с целью защиты своих интересов.
29 июля в Тегеране министр обороны РФ Сергей Шойгу и его иранский коллега Хосейн Дехкан подписали межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает и военно-морскую компоненту. Иранские военные уже назвали подписанный документ поворотным моментом. В соответствии с достигнутыми договоренностями, Иран и Россия проведут совместные учения в северных районах Индийского океана, в том числе и в зоне Ормузского пролива, где происходили инциденты с танкерами.
Таким образом, в ответ на свою активность в Черном море США получит российские корабли в Персидском заливе, являющимся весьма чувствительной зоной для Вашингтона.
В Турции также задумываются о последствиях активизации США в Черноморско-Кавказском регионе, намекая на возможность применения Конвенции Монтрё о черноморских проливах в случае необходимости.
А. ТЕДЕЕВ