Жизнеутверждающие симфонии в красках, или Ода радости на холсте

В середине октября в Новом музее Санкт-Петербурга открылась персональная выставка народного художника Южной Осетии, заслуженного художника России, заслуженного художника Северной Осетии, почетного академика Российской Академии художеств, члена-корреспондента Российской Академии художеств Ушанга Козаева, где были представлены более сорока живописных композиций мастера.

Выставку, организованную создателем Нового музея, нашим соотечественником Асланом Чехоевым, посетили министр культуры Южной Осетии Мадина Остаева, заместитель Председателя Правительства Республики Южная Осетия Алан Техов, председатель осетинского землячества в Санкт-Петербурге Петр Наниев, заведующий отделом новых и новейших течений Русского музея Александр Боровский, ректор Академии художества им. Репина Семен Михайловский, искусствовед Татьяна Юрьева, а также известные российские художники, давние друзья Ушанга Козаева – Анатолий Белкин и Андрей Харшак.

А уже в конце минувшей недели мастер приехал в родной Цхинвал, где состоялась его встреча с журналистами, на которой он поделился своими впечатлениями не только от вновь открывшейся «персоналки», но и рассказал о своем видении развития искусства в республике. В начале короткой пресс-конференции художник выразил слова благодарности главе государства Леониду Тиблову, министру культуры Мадине Остаевой, зампредседателя правительства РЮО Алану Техову, основателю Нового музея Аслану Чехоеву, главе РСО-Алания Тамерлану Агузарову, Главному специалисту по изобразительному искусству Министерства культуры РЮО Джульетте Цховребовой и всем ценителям его творчества за перманентное внимание и высокую оценку его творчества. «Современное искусство понять сложно. Обыватель не всегда понимает значение и ценность абстрактной живописи. Если картины в стиле реализма понимают и принимают практически все, то ценность абстрактной живописи может понять не каждый», – сказал он. Мастер принадлежит к числу тех художников, кто никогда не верил в широко объявленную смерть живописи. Художник считает, что в авангардном направлении можно взрастить оригинальную, самодостаточную творческую индивидуальность. Разглядывая его работы, можно убедиться, что он нашел в избранном им направлении свое творческое “я”. Его живопись мощная, самостоятельная, индивидуальная. Он осваивает широкие, глубокие живописные пространства, умело владеет цветом. Абстракционистика par excellence Ушанга Козаева дает пример того, как можно не сворачивать со своего пути, эволюционно двигаясь в раз и навсегда избранном направлении, не соблазняясь модой и успехом. Немного сегодня найдется у нас художников, кто упорно разрабатывает проблематику беспредметности, при этом не желая отвлекаться от ярких, насыщенных красок.

Об этом в конференц-зале республиканкой библиотеки им. Анахарсиса говорили его коллеги, друзья, представители общественности и журналисты. Чем же так привлекают картины художника? Меня например, дерзостью решений, яркими, взрывными красками, волей и целеустремленностью. Созданный, а вернее, придуманный Ушангом мир завораживает и удивляет. Полотно мастера – это интерактивные произведения, или говоря современным языком – интеллектуальные приключения. Его творчество не укладывается в рамках реалистического мышления. Мастер уверен, что на его художественный почерк повлиял в некоторой степени и Сенеж. « Я довольно часто в молодости ездил на знаменитые творческие семинары на озере Сенеж, которые и наложили отпечаток на мой внутренний мир», – говорит художник. Сенеж – это знаменитые творческие мастерские, которые были созданы Союзом художников СССР в 60-х годах прошлого века как творческая база для художников. Здесь рождались самые смелые замыслы, начинались творческие опыты признанных мастеров национальных культур. Сенеж – по словам художника, это друзья-единомышленники, высокие имена российского искусства: Владимир Брайнин, Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Николай Комаров, Сергей Мирошниченко, Петр Калинин и другие.

Аналогичный формат общения мастер предложил и Министерству культуры республики. Он сообщил, что в одном из высокогорий Дзауского района планирует построить международный Дом дружбы и творчества, куда будут приезжать и обмениваться опытом не только художники, но и музыканты, писатели из Осетии и России.

«Думаю, такое решение в корне выправит ситуацию в области нашей культуры и будет способствовать ее дальнейшему развитию», – подчеркнул художник.

Сразу поясню, кому не следует лицезреть работы Ушанга Козаева.Это тем, кто ждет от живописи красивой и эффектной истории, а главное, понятной “картинки”. Те, кто не жаждет вникать в поиски абстрактной живописи, а требует от искусства отражать реальность, как говорили критики 30-х годов, “изображать жизнь в формах самой жизни”. Боюсь, таким поклонникам творчество Ушанга Козаева противопоказано.

Цветом мастер пользуется как материалом живописи, выясняя характер взаимодействия разных цветов, особенно его интересуют сочетания ярких красного и желтого. Картины Ушанга обладают удивительным свойством – чем больше в них всматриваешься, тем сильнее они притягивают тебя и уже не отпускают. Безо всякого сюжета эти картины способны рассказать много больше, чем произведения классического реалистического плана. В них отражен сильный, бесстрашный и прекрасный внутренний мир художника. На больших полотнах мастера зритель видит мощный всплеск эмоций, сильные, яркие краски и бесконечное множество взрывных контрастов, колоритных переходов. В произведениях, посвященных Валерию Гергиеву, впечатляющая цветовая режиссура мастера кисти виртуозно выстраивает видимые и, что самое поразительное, слышимые живописные аккорды.

Неслучайно искусствовед Татьяна Юрьева основой творчества большого художника считает чувственность и верит в вечную жизнь не только осетинских гор, но и в художественный образ Осетии, в личностную неповторимую стихию чувств, прорвавшуюся в живопись благодаря таланту Ушага Козаева.

Есть у художника и полотна, в которых нет ничего радостного, и в дрожь бросает от одного взгляда на изображенное. Мир и покой жизни, боль утраты, радость встречи со старым знакомым, влюбленность в свою маленькую родину… Возможно, прав художник, не желая передавать свои впечатления через конкретные образы, ведь там, где я вижу горечь потери, он видит радость встречи. Там, где я увижу ангельский лик, другие увидят пропасть ада…

Одна из основных тем творчества Козаева последних лет – героические страницы грузино-осетинского конфликта 1990-х годов: тогда мастер с оружием в руках пошел защищать свою землю, свой народ. Им даже создана картина, в которой он языком кисти рассказал о страшных событиях, постигших его народ. Рассказывая на холсте о событиях войны, художник написал и имена тех, кто пал смертью храбрых. Смысл инсталляции картины – художник должен быть со своим народом, как бы высоко он не взбирался по социальной лестнице и как бы низко не спускались по той же лестнице отдельные представители народа. Неслучайно художник пришел на встречу с журналистами со своими друзьями-однополча-нами, вспоминал страшные годы войны не только в Южной Осетии, но и в Абхазии, где мастер кисти – Ушанг Козаев в боях за освобождение абхазского народа принимал активное участие.

Взыскательность автора к себе оправдана внушительным списком работ, представленных в Эрмитаже рядом с такими мастерами кисти, как Шагал, Серов, Рубенс… С холстами художника знакомы в Японии, США, Китае, Дании и других странах мира.

Да, дорогие цхинвальцы, среди нас гениальный художник, его маршрут задан: Эрмитаж – крупные города Европы – Цхинвал. Или по эстетическим координатам – творения мастера рядом с творениями выдающихся художников России и Осетии. И Европы. Это хороший тур.

А. ГЕРГАУЛОВА