Я в эту женщину влюблен

В Национальном музее Южной Осетии проходит выставка, посвященная Международному женскому дню. Ее название «Вдохновляющий образ женщины» как нельзя лучше отражает суть самого праздника и эмоциональный фон, который создают представленные здесь картины осетинских, российских и европейских мастеров кисти.

Работы, развернутые на выставке, а их более 20, достаточно внушительны по тематике и разнообразию стилистических, образных и иных манер выражения. Выставка, в полной мере и во всем многообразии, представляет неограниченные возможности реалистического направления живописи.

У представленных здесь мастеров общими являются не только эстетические, но и мировоззренческие принципы, в частности, вера в идеалы. А также интонация – серьезная и иногда даже немножко пафосная, приятная, впрочем, для тех, кто устал от легкой иронии или амбиций авангардизма. Здесь устремленность в будущее, когда верится, что лучшее – впереди, а честность, искренность и простота – твои главные спутники.

Женский образ во всем своем многообразии – главная тема выставки. Почти все художники-портретисты когда-либо обращались к образу женщины в своих работах. В них отражались не только взгляды и эстетика самого живописца, но и исторически сложившиеся представления о роли женщины в обществе.

Для художника всегда свойственен поиск идеала, а поскольку идеальной женщины не существует, ее можно нарисовать…

О какой женщине мечтают мужчины? О коварной соблазнительнице? О труженице? О воинственной амазонке? Или о нежной, женственной и загадочной? Понятие о женской красоте менялось вслед за изменениями самого общества.

Как бы там не было, художник вкладывает в произведение, прежде всего, своё понимание идеала женской красоты. И неважно, к какому из течений или эпохе изобразительного искусства принадлежит художник – античность или возрождение, классицизм или импрессионизм, кого он изображает – балерину или простую крестьянку, – важно само представление мастера об идеале женской красоты.

Яркие и элегантные картины, представленные на выставке, передают вдохновение своего времени, внося неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. По этим произведениям можно составить понятие о повседневной жизни, отношениям мужчины и женщины, и времени, в котором они жили.

Глядя на некоторые полотна, на ум приходят строки Некрасова, которые применительно к образам, созданным осетинскими художниками, звучали бы примерно так: «Есть женщины в осетинских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка».

При этом, образы женщин здесь самые разные. Это и «Горянка» Таймураза Бестауты, где изображен романтический образ девушки среди зарослей кукурузы. «Амазонка на прогулке», кисти того же мастера – красочно переданный образ сильной, уверенной молодой девушки, бросающей вызов утверждениям о слабом поле. На другой картине Таймураза Бестауты – «Возмездие», взор привлекает отважная амазонка, легко истребляющая толпу вооруженных мужчин, несомненно, поднимет настроение у начинающих феминисток.

Крепкие тела, насыщенные цвета – таким образом, художник доносит свою мысль, свое понимание женского идеала до зрителя.

Несколько иной идеал женщины мы видим в портретах Бориса Санакоева. Вместо томных, гламурной внешности девиц, художник изобразил женщин, добившихся в жизни общественной значимости. Среди его работ легко узнаваемые образы известного врача, осетинской писательницы, актрисы. В этом есть своеобразный вызов сегодняшним тенденциям – отказ от взгляда на женщину как на «объект» и намеренный акцент на ее достижениях. Тем значимее актуальность работ художника в современную эпоху, когда в эпицентре внимания оказываются не реальные достоинства личности, а что-то другое, суетное и наносное.

Теплая и проникновенная аура льется потоком с картин «Семья» Таймураза Бестауты, и «Адыгейская Мадонна» заслуженного художника России Бориса Воронкина.

На первой изображена молодая пара, играющая с ребенком на лоне природы в окружении деревьев. Сверху, сквозь листву, на них падают лучи солнца. Мастер сочетанием цветов умело создал ощущение гармонии, любви и устремленности ввысь.

Картина Бориса Воронкина символична не только сюжетом. «Адыгейская Мадонна» была подарена Южной Осетии сразу после грузинской агрессии 2008 года вместе с другими полотнами адыгейских художников. Потрясенные ущербом, нанесенным сфере культуры Южной Осетии, варварской агрессией, мастера кисти Адыгейской республики, безвозмездно передали тогда нашей республике 18 картин.

В образе мадонны, занимающем важное место в творчестве многих художников нашел свое выражение образ женщины-матери. На картине художника взор женщины устремлён в будущее, связанное с появлением новой жизни, и одновременно погружён в себя, в родительскую судьбу, которая нераздельна с новым дыханием. В облике матери передана величественная осанка горянки, нежные трепетные чувства к прильнувшему к ней малышу.

В центре экспозиции Национального музея впервые выставлен портрет незнакомки кисти известного австрийского живописца 19 века Антона Эберта.

В целом, выставка, одинаково далекая как от плакатности, так и от излишней сентиментальности, показывает жизнь ушедшей эпохи во всем разнообразии, оставляя у зрителей ностальгическое послевкусие. Для ценителей реализма это подарок.

При знакомстве с экспозицией вас, прежде всего, останавливает волнующий интенсивный цвет полотен художников, впечатление струящегося с холстов света. Мастера кисти дали им свое, ни на кого не похожее прочтение, радуя чрезвычайным богатством палитры, романтической интонацией. Поражает глубина художественного обобщения, достигнутая авторами, талант создания образа. Кажется, что художники смешали краски с ветром, звуками, солнечным светом. Передать в картине желаемый образ и заставить зрителя волноваться, восхищаться вместе с автором – бесконечно сложная задача и она успешна решена.

Темпераментная живопись притягивает не только силой и яркостью красочных отношений. Художники подчинили богатые технические свойства живописи большому и многогранному содержанию своего творчества. В каждой работе свое решение, часто глубокий философский подтекст, размышления автора о жизни и месте женщины в ней.

А.ГЕРГАУЛОВА