Вспоминая ноябрь 1989…

День мужества и народного единства в Южной Осетии был отмечен запоминающимися памятными событиями. В их числе – концерт в киноконцертном зале «Чермен», где свое мастерство представили югоосетинские вокально-музыкальные и хореографические коллективы, в частности, Государственный ансамбль песни и танца «Симд» им. Б. Галаева, Государственный вокально-инструментальный ансамбль «Мемориал», ансамбль «Амонд» Управления культуры администрации Цхинвальского района, ансамбль народных инструментов «Сарматы» и другие.

Их выступления не оставили равнодушными зрителей, вновь подтвердив, что осетинская хореография по праву входит в сокровищницу национальной культуры.

Ансамбль «Симд» под руководством директора и художественного руководителя Ростика Гаглоева вновь представил цхинвальцам и гостям столицы величие национального духа, истинную красоту и самобытность осетинского танцевального искусства. Каждый танец этого коллектива представлял целую композицию, отражающую судьбу и историю осетинского этноса. Это не просто танец в отточенных движениях, а целая философия, сам дух народа. Одним словом, на концерте восхищение вызывало буквально все: самобытные яркие костюмы, национальная атрибутика и развернутая концертная программа. Особое впечатление на сидящих в зале произвела «Аланская сюита», в которой было показано зарождение и развитие танца у осетин. Балетмейстер этой хореографической композиции, судя по всему, боится пустоты и превосходно чувствует себя в стиле colossal. Такое ощущение, что мир этого танца железная военизированная пустыня, созданная из мечей, щитов, флажков и прочих атрибутов войны. На каждом сантиметре сцены сражаются, маршируют, в особенности танцуют. Примечательно, что все костюмы артистов к этой новой постановке шились в мастерских Мариинского театра.

В ходе концерта зрители смогли по достоинству оценить и мужской воинственный искрометный «Горский танец», а также излучающий грациозность и женскую красоту лирический с элементами романтики «Девичий танец».

На сцене царили одновременно рыцарская сдержанность и достоинство, плавность и величавость, стихия огня и волны нежности. Это объяснение в любви и вызов соперника на поединок, разгул веселья и скорбь по ушедшим. Подчеркнутая строгость и одновременно с этим тонкая грациозность исполнения сочетались с предельной плавностью танцевального шага, выразительностью и мягкостью движений рук.

Выступления хореографических ансамблей в ходе концерта отличались органической слаженностью, композиционной завершенностью, строго регламентированной последовательностью танцевальных элементов и высокой зрелищностью, свойственных осетинским танцам. Разнообразие постановок и их техническая лаконичность удивительно соседствовали с красотой и грацией постановочного рисунка. Недаром известный балетмейстер Игорь Моисеев называл осетин «аристократами кавказской хореографии». И не только это, по сути, артисты смогли в очередной раз выразить национальный характер и мировоззренческий базис осетинского народа, ведь хореография является одним из мощных составляющих национального народного творчества, которое включает в себя различные аспекты представлений народа в этическом и эстетическом контекстах.

То, что артисты справились со своей задачей в очередной раз, тоже не случайно. Мастерство коллективов, продемонстрировавших свое танцевальное искусство, общеизвестно, о чем, в частности, свидетельствуют их успешные выступления за пределами Республики. «Симд» недавно вернулся из успешных гастролей по городам Северного Кавказа, ансамбль «Амонд» недавно принимал участие в международном фестивале хореографических коллективов «Терпсихора» наряду с ансамблями Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов Российской Федерации. За свои успешные выступления на фестивале «Амонд» стал обладателем Гран-при в номинации «Национальная хореография». Позитивное впечатление своим мастерством на концерте произвели и совсем юные артисты и исполнители, показывая, что сохранение преемственности поколений в сфере национальной хореографии является более чем достижимой задачей с учетом все возрастающего интереса подрастающего поколения.

Здесь напрашивается еще один немаловажный смысловой аспект – дата, с которой был связан концерт, придавало двойственное, в хорошем смысле, значение танцевальному и вокальному действу, развернувшемуся на сцене. Та малочисленная группа молодых ребят, которые взявшись за руки в холодный ноябрьский день 89-го года, своей отчаянной решимостью остановила 40-ты-сячную фашиствующую толпу, боролись, в том числе за право сохранять и развивать свою национальную культуру, петь песни на осетинском языке, танцевать осетинские танцы и многое другое, что составляет самобытность каждого народа. Поэтому успехи наших артистов, развитие всех направлений осетинской культуры, включая хореографию, являются весомым доказательством их правоты, показателем того, что героизм и мужество защитников Осетии были не напрасны. Этот факт стал особенно зримым для участников памятного мероприятия еще и благодаря кадрам событий 1989-92 годов, которые демонстрировались на экране, чередуясь с оптимистичными картинками строящейся Республики уже в наши дни. Эмоциональную силу воздействия в данном случае трудно было переоценить, каждый из сидящих в зале вспоминал пережитое, личные потери и трагедии, путь, который был пройден за эти 27 лет, которые отделяют нас от ноября 1989-го года.

И. Тедеева