Благочинный церквей Аланской епархии Южной Осетии отец Иаков (Хетагуров) – о Пасхе, традициях праздника и об универсальном законе
– Отец Иаков, скажите, почему Пасха – главный праздник для православного человека?
– Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – это великое таинство, главное свершившееся чудо в истории человечества. Пасха – образное название праздника Воскресения Христова. И очень важно называть праздник именно своим именем, так как название полностью отображает смысл и понимание торжества.
Первой волей Божией можно назвать сотворение человечества. Господь дал нам абсолютно все: вечную жизнь, вечное счастье, блага, волю свою и т.д. Но ограничил ее, чтобы наша воля не выходила за рамки добра и не превращалась во зло. К сожалению, человек вышел за рамки добра и потерял одну из самых главных качеств – бессмертие, он стал смертен и начал страдать на Земле. В принципе, земля – это прототип рая. Разница лишь в том, что рай вечен, а жизнь на земле – временна. И в этом ограниченном пространстве заложен ответ на бытие человека: все имеет начало и конец. При этом надо понимать, что после конца бывает начала следующего этапа, идет цикличность, к которому мы и должны готовиться. В этом и заключается главный смысл жизни – через конец земной жизни у людей войти в новое измерение.
Знание о Боге со времен Адама и передавалось из поколения в поколение. Если бы Бога не было, то почему говорят о нем, даже в наш безумный, безбожный век?
– Что является главным для православного человека, чтобы не потерять свою веру и себя?
– Истинное православие заключается в том, чтобы люди жили вечно. Но человечество потеряло это качество, и та часть, которая осталась верной Богу, ждет вечной жизни. Но, к сожалению, мы войдем в нее только через смерть, и здесь смерть становится ключевым событием.
Безбожное, языческое человечество боится смерти. Мы же, христиане, знаем, что будет после смерти, но тоже боимся. И если язычники боятся от незнания, то мы боимся от понимания, что после смерти православного христианина ждет рай или ад. И в зависимости от того, как человек живет на земле, он точно так же будет жить в вечной жизни: если вел правильный образ жизни, то и в вечной жизни будет жить хорошо, и наоборот.
Для понимания, что такое хорошо и что такое плохо, Господь дал людям заповеди, которые нам давали родители, мы же передаем их детям, и т.д.
Две тысячи двадцать три года назад по земному исчислению в Палестине родился Иисус Христос. Его проповеди отдаются эхом человечеству почти две тысячи лет. Придя на землю, Христос сказал: вы должны вернуться в царство Божье, и для этого необходимо возлюбить Господа всем сердцем и душой, телом и разумом. А для доказательства нужно возлюбить ближнего своего всем сердцем и душой, телом и разумом.
Этот универсальный закон не надо объяснять, его просто надо исполнять, и тогда в мире все исправится, потому что любя друг друга, мы меньше делаем зла друг к другу. И для этого не нужны огромные кодексы. Другое дело – люди не исполняют заповеди Христа.
К моменту пришествия Христа, к сожалению, грех исковеркал людей, и даже близкие ученики не до конца воспринимали Христа.
Открытая проповедь Христа закончилась, когда он накормил страждущих, которые пришли его слушать. Христос понял слабость человека и сказал им, что они пришли не для того, чтобы слушать о царствии божьем, а за хлебом. И здесь надо понимать, что грех сильно оглупляет и оглушает человека, и многие недооценивают его силу.
Христос понял, что спасет человечество ценой своей крови, огромной жертвой. И это стало великим таинством. Христос есть наш отец, и он не может принести в жертву одного сына ради другого. Отец может принести в жертву только самого себя, что и сделал Господь ради спасения человечества – взял все грехи мира на себя, искупил нас от смерти и от ада.
С этого момента пришедший Христос перестал проповедовать и начал готовиться к своей крестной смерти. Весь его путь наблюдается в Великом посте, который завершается смертью, концом земной жизни Бога. Точно так же завершается земная жизнь каждого человека.
И когда Христос умер, то в буквальном смысле все разбежались. Только матерь Божья, жены мироносицы и самый младший из учеников Иоанн остались. Петр и Иуда открыто предали Христа. Но Петр покаялся и обрел вечную жизнь, а Иуда обрел вечную смерть…
Некоторые источники пишут, что в тех странах, где была сильно развита индейская культура, было зафиксировано затмение солнца во время смерти Христа. Умер тот, на которого мы все возлагали надежду.
Логически исполняются слова Христа, что он воскрес в третий день по писаниям, как говорится в Символе Веры.
Есть много свидетельств, подтверждающих воскресение Господа. Хочется сказать об одном факте. Первый патриарх Иерусалимский епископ Иаков – сын Иосифа и брат Господа – был зилотом, так же, как и Иоанн Креститель. Они не женились, не пили вина, не ели мясо, ходили в грубой одежде и иудеи почитали их как святых людей.
Иаков был не из 12 апостолов. И когда произошло воскресение Христово, он ушел жить в пещеру и сказал: «Если мой брат есть истина, Христос, то он ко мне придет в пещеру». Господь явился своему брату Иакову, он истинно удостоверился и после свидетельствовал о Христе. За что расплатился своей жизнью: его подняли на крышу храма, чтобы он оттуда вел антихристианскую проповедь. Но он громко проповедовал о Христе, и был убит. Точно так же свидетельствовал о Христе и Лазарь, которого они не смогли убить.
– Чем православное понимание Пасхи отличается от неправославного?
– Если говорить коротко, то вообще православие – это выверенная и неизмененная практика богопочитания, которая обязательно приведет человека к Христу. Можно знать о Христе, но идти к ней неправильной дорогой, и в конце не прийти к нему. Православие – это неизмененная практика христианской жизни, зафиксированная святыми отцами, выверенное богословие и богопочитание, которая выливается в службу.
Святое Воскресение Христово – это наше воскресение, надежда на вечную жизнь. И с воскресением Христовым оно стало истиной. Пасха велика тем, что этот день мы видим вместе с воскресшим Христом и воскресших себя. Но для этого необходимо соблюдать заповеди Божьи.
Многие люди перестали верить в Воскресение Христово. Но православные христиане, католики и некоторые протестанты, которые верят во Христа, признают его как Бога, испытывают великую радость от Пасхи. Более того, в некоторых исламских течениях прямо пророчествуется о втором пришествии Христа: он придет именно на святую гору Иерусалимскую, на Мечеть Омара (расположена напротив храма Гроба Господня, с северной стороны площади перед главным входом в храм), где, по их мнению, произойдет битва с иблисом (дьяволом) и пророк Иса победит его.
Воскресение Христово для нас великий праздник, праздник нашей жизни, праздник избавления от смерти.
– Как правильно готовиться к Пасхе?
– К Пасхе надо готовиться тщательно, и для это существует Великий пост. Думаю, ради Христа можно чуть-чуть потревожить свое тело и душу. Труд, вложенный в радость Пасхи, выражается в посте, молитве и т.д.
К Пасхе православные люди готовятся целый год, затем следует Великий пост, и уже после мы празднуем Пасху.
А так поститься последние две недели и поучаствовать в богослужении – не совсем правильно. Это значит, например, за пять минут до конца свадьбы прибежал, покушал и убежал. А если подходить ответственно, с соблюдением всех подготовительных процессов к свадьбе, то человек готовится практически год. И в день свадьбы принимаешь участие в торжествах с начала и до конца.
– Как отмечали Пасху Ваши родители? И как сегодня сами отмечаете дома главный православный праздник?
– Священники немного по-другому отмечают Воскресение Господне. После службы приходим домой уставшие, покушаем чуть-чуть и ложимся спасть, так как ночное богослужение заканчивается под утро. Но радость от самого праздника перекрывает все трудности.
А родители отмечали как все другие семьи в то время. Моя тетя Нелли Асанидзе была православной христианкой, и она в пасхальную ночь приводила меня и своих детей в храм, который расположен за зданием бывшего Детского мира. Помню, в церкви мы зажигали свечи, она молилась, и после возвращались домой. Мама обязательно пекла три пирога, куличи, красили яйца и шли на кладбище.
Сейчас же мы к Пасхе готовим традиционный стол и отмечаем в кругу семьи. Неделя после Пасхи насыщена богослужениями, и потому мы с осторожностью подходим к процессу празднования.
– Отец Иаков, хочется еще раз спросить – можно на Пасху посещать кладбища?
– На девятый день после Пасхи отмечается Радоница, в этот день и следует посещать кладбище. У осетин она называется Пасхой мертвых – Мæрдты куадзæн. Более точного названия сущности данного дня я не встречал нигде.
То что, Мæрдты куадзæн отмечается на девятый день после Пасхи, тоже не случайно. У осетин особо почитается æвдæм бон, который считается со дня похорон человека. Но если считать со дня смерти человека, получается девять дней. Точно так же и Радоница – отмечается на девятый день после Пасхи.
У осетин нет слепых заимствований от христианства, в нашей бытовой и обрядовой культуре христианство присутствует на 85 – 90 процентов.
В осетинской традиции свои названия имеют все двунадесятые православные праздники. Но некоторые горе-знатоки и горе-патриоты часто говорят, что осетины к христианству никакого отношения не имеют. Это – гордыня.
Сегодня популярным стало такое веяние, как нью-эйдж. Все придуманные, искаженные веяния христианства в осетинском быту и есть веяние нью-эйдж, которые неофиты активно используют в жизни.
Со страстной седмицы все обряды по усопшим откладываются до Радоницы, которая является первым днем поминовения усопших после Пасхи. Радоницу в этом году отмечают 25 апреля, и в этот день в храмах пройдут божественные литургии, освятим куличи, паски и яйца, и уже после можно идти на кладбище.
Придя на могилу и оплакивая умершего безнадежно, как язычник, мы делаем больно самому усопшему, душа которого жива и радуется воскресению Христа. Посещая могилу умершего родственника, не следует предаваться грусти. Мы как бы доносим до умерших радостную весть – Воскресение Христово, и поминать своих усопших надо с возгласом «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», дабы получилось так, что мы вместе с нашими усопшими празднуем Пасху.
– И в продолжение данной темы хочется узнать, почему в некоторых районах Южной Осетии, в частности, в Кударгоме Пасха – это большой праздник, в других районах Воскресение Господне отмечается как день поминовения усопших?
– Я много общался со старейшинами районов республик, которые все говорят, что на Пасху они на кладбище не ходили.
В Кударгоме очень строго подходят к этому моменту, и в день Пасхи там отмечают большой праздник, причем празднуют целую неделю. И категорически не посещают кладбище.
Сознательно люди понимают, что в праздник Воскресения Христово нельзя ходить на кладбище, но все равно они это делают.
– Можно ли выбрасывать скорлупу от освящённых яиц? И какие продукты следует приносить в храм для освящения?
– Освящать можно все, кроме свинины. Единственное – в храм нельзя заносить мясо.
Что касается скорлупы яиц, то желательно собрать их в чистый пакет и после вытряхнуть содержимое в реку.
С праздником Воскресения Господня всех жителей Южной Осетии, мира, добра и процветания республике!
Алена ДЖИОТЫ
Фотографии пресс-службы Аланской епархии