Традиции, нравы, отношение к женщине в Осетии

В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались укладом жизни семьи. Считалось порядком вещей предупредительное, почтительное отношение к женщине мужчины и позором для него – проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство и т.д.
Женщина старшего возраста находилась в семейной иерархии на самом верху, пользовалась всеобщим уважением. В жизни горцев действовали неписаные законы, которые подразумевали, а то и требовали рыцарского отношения к женщине.
О ее высокой роли в обществе и непререкаемом авторитете убедительно говорит то, что единственной силой, способной остановить жестокую схватку, вооруженный конфликт, вплоть до прекращения кровной мести, была женщина.
История осетинского общества знает немало случаев, когда женщина одним своим присутствием предотвращала казалось бы неизбежное кровопролитие.
В полной безопасности чувствовал себя даже кровник, если его защитницей выступала женщина. «Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина», – писал Штедер во второй половине XVIII века. «Когда они вмешиваются в кровавые схватки и распускают волосы, то противники, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся…».
Об этом писал К. Хетагуров: «…Как бы сильно не было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие.
Двусмысленное слово в присутствии женщины, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружает против провинившегося всю молодежь…».
Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных вопросов. Тому немало красноречивых доказательств в устном народном творчестве, где образ легендарной нартовской Сатаны является одной из самых недосягаемых высот.
Что касается старшей женщины в семье (æфсин), то она занимала равное положение с главой семьи.
Чем объяснить особое положение женщины в осетинском обществе?
В то время, когда женщина, особенно молодая, находилась на протяжении веков в бесправном, угнетенном положении. Известный ученый В.Ф.Миллер писал в 1881 году: «Как ни безотрадна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются факты грубости и насилия против нее».
Об уважении к женщине, почитании, вежливо-скромном отношении к ней свидетельствуют и правила поведения, и знаки внимания. Если женщина и мужчина шли рядом, то женщина занимала правую сторону, а если вместе с ней шли двое мужчин, то – между ними. В обоих случаях эти положения считались самыми почетными. Наибольшее количество этикетных норм было связано с женщиной.
До каких бы пределов не дошло опьянение пирующих мужчин, как бы развязно не вела себя компания молодежи, как бы сильно не было ожесточение ссорящихся, дерущихся или сражающихся – одно появление женщины останавливало их и прекращало кровопролитие.
Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сняв платок, бросала его между ними. Кстати, справедливости ради отметим, что так было и у других кавказских горцев. В присутствии женщины совершенно не допускались неприличные выражения. Мстить женщине считалось позором, недостойным мужчины.
Особенным уважением пользовалась старейшая среди женщин – æфсин. Ее появление в обществе поднимало на ноги всех мужчин младше нее. Æфсин пользовалась непререкаемым уважением и почетом. Были случай, когда она занимала место главы семьи после смерти мужа, управляя хозяйством вместе с одним из сыновей. Æфсин настолько была почитаемой, что только она могла вместе с мужчинами сидеть за трапезой. Æфсин пользовалась большим авторитетом. К ней обращались за советом все женщины патронимии, она была главной хозяйкой-распорядительницей во время свадьбы, похорон, поминок. Проф. М. О. Косвен, побывавший в Южной Осетии в 1932 г., записал следующее из уст 120-летней Санакоевой из Джавы: «Лет 100 назад в нашем селении была женщина, которая считалась старшей над всеми домами селения. «Хистæр ус» пользовалась громадным влиянием и авторитетом, по утрам к ней обращались старшие женщины отдельных домов за указаниями и советами по части ведения хозяйства на каждый день».
В то же время вежливость и этикет требовали от молодой осетинки уступить дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Разговаривать при мужчине женщина ни в коем случае не могла, даже при близких родственниках она говорила шепотом.
Ответную галантность проявляли и мужчины. Всадник, встретив в пути женщину, спешивался и провожал ее до места назначения, на время отложив все дела, какими бы важными они не были.
Наряду с этикетом предусматривались некоторые другие правила поведения, которые из-за своей консервативности вряд ли заслуживают возрождения к жизни. Например, жена не имела права называть по имени мужа, его родственников, никогда не произносила их фамилии, имена старших женщин – родственниц своего мужа. В этих случаях она прибегала к иносказательным формам «муж такой-то женщины», «их фамилия», «ее мужа зовут так же, как и супруга нашей общей знакомой» и т.д.
Коста Хетагуров очень образно сказал о положении невестки в прошлом: «Никто не слышит ее голоса, никто не видит ее сидящей, встает она раньше всех, везде подметает, убирает, всем прислуживает, ест наскоро и позже всех, ложится спать позже всех».
Невестки обычно соблюдали обычай уайсадын – не говорили вслух при взрослых мужчинах, в особенности при свекре. Некоторые соблюдали этот обычай до конца своей жизни. Чтобы снять табу, необходимо было заклание жертвенного животного. Обычай запрещал мужчине говорить о своей жене в обществе, но если приходилось, то говорил о ней без проявлений нежности. «С ней заговорить, поспорить, пошутить, спросить совета, вообще всякое проявление человеческих чувств к жене в присутствии других считаются позором». Все это давно стало анахронизмом, обычаи эти были порождены суровой действительностью прошлого и сегодня кажутся нам странными.
Подготовлено из различных источников интернета