Тайны Михаила Лермонтова

В октябре 2014 года все прогрессивное человечество будет отмечать 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Не удалось отметить 100-летие со дня его рождения и век со дня смерти: демоническая сила двух мировых войн помешала. 10 октября этого года ему – 199 лет.

Кавказский аспект

Многие исследователи активизировались: скрупулезно вчитываются в строки великого поэта, прожившего не полных 27 лет, но успевшего оставить мощный след в мировой сокровищнице искусства. Дневников своей трудной, тернистой жизни он не вел, поэтому ученым приходится выуживать информацию об её этапах, выявлять мотивацию порой парадоксальных его поступков с отцом, сослуживцами, любимыми женщинами.

А из них слагается характер человека. Анализируя произведения, невольно часто задаешь вопросы, почему так поступают лермонтовские герои, да и он сам именно таким образом? Без герменевтики (науки о толковании) тут не обойтись, а умение ярко и образно представлять читаемое должно помочь исследователям.

Помню, как 40 лет тому назад на занятиях по сценической речи в институте (сейчас он называется Московский государственный университет культуры и искусства, сокращенно МГУКиИ, а тогда МГИК) доцент Вера Гурова тщательно требовала, чтобы я, работая над «Демоном», покадрово создавала «ленту видений» и расшифровывала каждую фразу произносимого текста. Эта методика театральной педагогики К. С. Станиславского и М. О. Кнебель помогала ярко увидеть то, о чем повествовал М. Ю. Лермонтов. Она просила, чтобы я на каждое занятие приносила свои зарисовки описываемых автором событий. «Я в предлагаемых обстоятельствах» – главное исходное требование работы актера и режиссера в работе над произведением. Известный философ В. Ф. Асмус в 1961году утверждал, что чтение – труд и творчество. Действительно, не каждый читатель может вчитываться. Без переживания, без вчувствования, без эмпатии не обойтись. Речь идет не только об умении красиво произносить произведения, но и пытаться понять поступки действующих лиц и спрятанные тайны писателя. Почему, участвуя в дуэлях с Барантом и Мартыновым, он стрелял в воздух? По какой причине добиваясь благосклонности той или иной женщины, резко обрывал отношения с ними? Отчего, будучи состоятельным молодым человеком, не мог жениться на любимой? Что тормозило его попытки выйти в отставку? Почему его храбрость не замечало начальство и обходило в наградах? Что же заставляло Лермонтова быть едко саркастичным и резким с коллегами? Он постоянно ощущал себя тревожно и дискомфортно, словно, «не в своей тарелке», находился в последний год жизни в депрессии. Какова причина странности, которая потом стало его характерной чертой?

С раннего детства он резко выделялся от окружающих своей необычной внешностью: с черными, как угли глазами, смуглый, темновласый и кудрявый. И. А. Гончаров, учившийся с ним в Московском университете, отмечал, что Мишель «был с чертами как будто восточного происхождения». Другой сокурсник П. Ф. Вистенгоф запомнил, как его «темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека». Занимаясь искусством и эстетикой, я увлеклась физиогномикой. Интуиция подсказывала мне, что Михаил Юрьевич изначально имел бурный темперамент, не редко был не сдержан, трудно совладал со своей импульсивностью. Эти черты очень часто раздражают англосаксов и русских. Северные люди в сравнении с южанами: терскими, кубанскими, донскими казаками и кавказцами более сдержаны, медлительны, рассудительны. Речь их плавная, кантиленная. Это все отражается и в музыке: у южан музыка отрывистая, и главенствует в ней ритм. А казаки, как известно, в своих генах имеют русские и кавказские корни. Я стала “копать” в глубины генеалогического древа Лермонтова, заинтригованная необычностью внешности и характера юного Мишеля. Чутьё в те юные годы сначала подсказывало мне, что он черкес. Некоторые факты настораживали: имение бабушки Е. М. Арсеньевой называться стало Тарханы, а не Яковлевское и Васильевское, как ранее. Почему дали ему тюркское название? У кавказцев есть такие фамилии (например, Тархан-Моуравов, Тарханов и т. д.).

Вдаваясь в генеалогию рода, выяснила, что родная сестра бабушки Михаила Лермонтова – Екатерина Алексеевна Столыпина вышла замуж за удалого боевого офицера, любимца А. В. Суворова – Акима Васильевича Хастатова (армянина, по происхождению). Он родился в Кизляре, был полиглотом, знал много языков и обычаев. Выйдя в отставку в чине генерал-майора, поселился недалеко от заставы Ивановская. С некоторыми абреками наладил контакты и даже водил дружбу. Так, к примеру, к нему не раз наведывался предводитель чеченских народных мстителей Б. Тайми. Ему под стать была и жена, хоть и гораздо его моложе, но отважная. Не боялась налетов черкесов и чеченцев. Ранее ее муж вместе с А. В. Суворовым круто расправились с черкесами. Она была сильна не только духом, но и статью, как и все Столыпины, принадлежавшие к знатному древнему русскому роду, существовавшему уже в XVI веке. Даже когда в 1809 году умер ее муж, она, не боясь, продолжала в тех беспокойных краях жить, достойно управлять имением и усадьбами. Прикупила земли на Горячих водах, так ранее назывался Пятигорск и на Кислых водах (в Кисловодске). Дочерей выдала замуж за военных, боевых офицеров. Анну – за П. И. Петрова. Он служил полковником в Моздоке, впоследствии стал начальником штаба на Кавказской и Черноморской линиях. Двоюродная тетка Михаила – Анна Акимовна Хастатова-Петрова души в нем не чаяла, равно как и ее муж. Род Лермонтовых был тоже связан с костромской землёй. В 1837 году, встретившись с Мишелем, он активно помогал ему в устройстве, имея большие связи: был любимчиком генерала А. П. Ермолова – наместника Кавказа. Вторая дочь сестры бабушки – Мария вышла замуж за Павла Петровича Шан-Гирея из Кизляра. Была в дружбе с матерью поэта – Марией Михайловной. Потом поселилась рядом с ними в Тарханах, купив имение Апалиха. Она заботилась о племяннике, как и о родных сыновьях: об Алексее, Николае и Акиме Павловичах. Именно с последним, Акимом, учился и дружил Лермонтов (тогда так писалась его фамилия) в Тарханах. Он был на 4 года младше Мишеля, как впоследствии сам отмечал. Аким потом, после гибели поэта, написал мемуары о нем. Потомок рода Шах-Гиреев – крымских ханов династии Гиреев, ведет родословную от сына Чингисхана – Джучи.

Независимое крымское ханство появилось в XV веке после гибели Золотой Орды. С 1428 правил Хаджи Гирей I, его потомок Шахин-Гирей был насильно крещен, стал последним правителем Крыма, так как в 1784-1785 годах Крым был аннексирован Российской империей. Аким Павлович прожил долгую жизнь, был вскормлен черкешенкой, в его воспитании по крымско-татарской традиции принимали участие черкесы. Прекрасно говорил по-татарски, и по-черкесски, и по-азербайджански. Он был и начальником уездного управления Нахчывана, занимался иррегацией, долго там жил, строил каналы. И так же, как и его отец – Павел Петрович, имевший огромное поместье на Северном Кавказе, любил заниматься огородничеством и садоводством, выращивал отменные персики и арбузы, в Санкт-Петербурге опубликовывал свои агрономические труды. В 1860 г. написал воспоминания о своем двоюродном брате Мишеле, которые были опубликованы только в 1890 г., через семь лет после смерти Акима Павловича. Год рождения Акима Шан-Гирея, как он сам отмечал, – 1815. Тут обнаруживается загадка или тайна, означающие, что Михаил Лермонтов родился в 1811 году, а не 1814! Отчего бабушка допустила это? (С. А. Андреев-Кривич считал, что Аким был младше даже не на четыре, а на пять лет)!

Арсеньевы тоже имели замысловатое генеалогическое древо. В 1389 году к Дмитрию Донскому перешел Аслан Мурза Челебей. Сын его – Юсуп, в крещении Арсений. Кстати сказать, по дедушкиной линии Михаил Лермонтов (названный в честь Михаила Арсеньева) и Феликс Юсупов (женатый на дочери сестры царя Александра III, и убийца Распутина) – родственники. Закономерно, что он впоследствии на свои личные деньги поставил поэту памятник.

КТО БЫЛ ОТЦОМ?

А теперь коротко о том, кто был биологическим отцом М. Ю. Лермонтова? Ицхак Райз (Моше Надир) – американо-еврейский писатель (1885-1943) считал, что им был французский еврей Ансельм Леви – личный лекарь бабушки. Доктор ездил в Горячеводск на лечебные ванны вместе со Столыпиными: с двоюродным дедом Мишеля Афанасием Алексеевичем в 1817 г. А до этого – с его прадедом Алексеем Емельяновичем в 1813 г. и в 1815 г.

Через 20 лет после Моше Надира пушкинист Виктор Азарьевич Гроссман – автор знаменитого романа «Арион», тоже ссылаясь на лермонтовский еврейский поэтический цикл, счел отцом Михаила еврея А. Леви. Но и тут подсказчиком был И. Л. Андроников – очень театральная личность, в своих устных рассказах достигал куража и даже катарсиса. Я думаю, что лермонтовед Андроников не мог не знать работы Надира, умершего в годы II Мировой войны. Но будучи евреем по матери, (Гуревич Екатерина Яковлевна – дочь приват-доцента всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) в годы борьбы с космополитизмом евреев И. В. Сталина и его соратников Ираклий Луарсабович боялся рот раскрыть. А вот якобы в 1959 году, приехав в Чечню посетить те места, где храбро сражался поэт, 25-летнему Ибрагиму Алироеву, будучи в подпитии, проговорился, что отцом Михаила Лермонтова был чеченец Биболт Тайми (Бейбулат Таймиев) – правитель Чечни (Мехк Да). Царское правительство с горцем заигрывало, так как 600 абреков яростно громило царские войска, и оно переманило героического чеченского лидера на свою сторону, дало Б. Тайми чин капитана. Но он был и нашим, и вашим: вполне закономерно, что в 1831 году его и убили кровники. Ранее А. С. Пушкин, возвращаясь из Арзрума, был очарован этим отважным, крепкого телосложения человеком, рыжебородым, с маленькими бегающими глазами. Сей концепции придерживаются сейчас чеченовед И. Алироев и его сподвижница Марьям Вахидова. Она выпустила уже три фильма о нем. Опираясь на постулат, что вся биография М. Ю. Лермонтова – в его стихах, занялась и, довольно заворожительно, трактовкой его произведений. Эмпатия наисильнейшая! Ее громят в Интернете, но она неистово идет своим новаторским путем. Что плохого в том, что она так любит поэта, и именно так знает и видит причину его мытарств – родство с абреком? Предполагаемого биологического отца Михаила Юрьевича называет на русский лад Таймиевым Бейбулатом. Но вполне возможно такое! Покоритель Кавказа – генерал А. П. Ермолов имел же от кумычек 3-х сыновей. Сначала подружился с кумыкскими шамхалами. До самой своей смерти Алексей Петрович любимой дочери Сапият посылал деньги, а трое сыновей были высокими воинскими наградами отмечены царем. Стратегия завоевания Кавказа нацелила грозного генерала изучить этнопсихологию народов, населявших эти края, и подсказала ему породниться с кумыкской знатью. Потом Ермолов, лишенный всех должностей за излишнюю агрессивность, проживал в Орле, однако добился, чтобы его сыновей причислили к дворянскому сословию. У ермоловских детей по линии отца присутствовала и кровь мурз: их предок Арслан Мурза в 1506 г. приехал в Москву.

(Окончание в след. номере)

Тамара ДАДИАНОВА, доктор философских наук, профессор филологических наук