Современный Цхинвал и высокая музыка

Концерт, посвященный 45-летию Цхинвальского музыкального училища, состоялся в конце минувшей недели в зале ЦГМУ

Этого концерта, ценители музыки ждали давно и с нетерпением. Согласитесь, на фоне городской пыли, вечных пересудов о безответственных подрядчиках, чиновниках и политиках, откатах и интригах прикосновение к миру музыки воспринимается как глоток свежего воздуха, дающего нам силы, вопреки всему верить в неминуемое торжество человеческого разума над сегодняшним состоянием. Поздравить юбиляров пришли не только коллеги, но и представители исполнительной ветви власти, научная и творческая интеллигенция и все те, кому в этот вечер хотелось послушать хорошую музыку. Привлекала уже сама программа концерта, предлагающая погрузиться в прекрасный мир музыки Феликса Алборова и Фредерика Шопена, Генделя и Рахманинова, Христофора Плиева и Пуччини, Вагнера и Эшпая.

МУЗЫКА ОКРОПИЛА МИР УСТАВШЕГО ЦХИНВАЛЬСКОГО СЛУШАТЕЛЯ ЖИВИТЕЛЬНЫМ ДОЖДЕМ ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ…

Произведением Рихарда Вагнера был открыт концерт. На сцене академический хор Цхинвальского музыкального училища под управлением дирижера, заслуженного педагога республики Ирины Кулумбеговой. Вначале приковывают внимание островки тишины, затем во всей своей мощи зазвучал рояль. Все глубже и глубже звучит хор из оперы Вагнера «Лоэнгрин». Потом песня «О Криницах» Эшпая, «Dignare» Генделя, украинская народная песня «Щедрик» в обработке Леонтовича. Совсем другой гранью музыки стали семь хоров Феликса Алборова из вокальной хореографической композиции «Осетинская свадьба». Это цельное, словно единым порывом высказанное сочинение, прозвучало в исполнении женского хора училища и мужского хора Государственного ансамбля песни и танца «Симд».

Довольно долгое время слушатели внимали не шелохнувшись, захваченные совершенством алборовских творений. Кажется только в исполнении этих произведений, как единого цикла можно раскрыть всю их значительность и красоту. Хору это удалось. Академический хор, чьи выступления всегда отмечала завидная стабильность, думается, достиг наивысшего творческого уровня. Слаженность и взаимопонимание – результат многолетней работы Ирины Кулумбеговой и хора – оказались близки к совершенству. А высокая исполнительская культура сочеталась со счастливым ощущением абсолютной артистической свободы. Не могли не поразить слушателя и студенты первого курса фортепианного отделения училища. В исполнении сестер Амаги и Александры Гаглоевых прозвучали сложнейшие произведения Феликса Алборова «Токката и Экспромт». Даже человеку, не профессионально занимающемуся академической музыкой, было ясно, что эти девочки обладают «говорящими» пальцами, которые не только бегали по клавиатуре с замечательной быстротой, но и сумели заставить рояль одухотворенно петь. Непринужденная легкость одолевала технические рифы алборовских сочинений. В них отразилась и живость восприятия и музыкальность юных пианистов.

Поздравить музыкальное училище приехали и бывшие студенты этого учебного заведения, это – Сармат Дудаев, студент Ростовской Государственной консерватории им.Рахманинова, лауреат первой степени Международного конкурса Петропавловской ассамблеи г.Санкт-Петербурга, лауреат шестого Международного конкурса народных исполнителей на народных инструментах (г.Махачкала). Рассказ «Старого горца» Гольского, прозвучавший в его исполнении на аккордеоне, не мог не удивить приятно слушателя. Мощь звучаний вызывала в памяти формы национальной архитектуры с их прихотливой красотой, неожиданные тембровые контрасты, энергия движения звуков, и все это он – Сармат Дудаев. Этюд-картину (до-мажор Рахманинова) исполнила студентка второго курса колледжа искусств имени Гергиева, лауреат третьей премии республиканского конкурса ансамблевого музыцирования Республики Северная Осетия-Алания Лана Пухаева. Звучала и ария Лауретты Пуччини из оперы «Джанни Скики» в исполнении заслуженной артистки РЮО солистки Северо-Осетинского театра оперы и балета Дианы Бестаевой.

Богатую программу слушателям представила и вокальное отделение училища. Звучали в исполнении студентов произведения разных стилей и жанров. Ария Чио-Чио-Сан из оперы «Чио-Чио-Сан» Пуччини, роман Гурилева «Что мне жить, не тужить», «Весной» Ипполитова-Иванова и другое. И, конечно же, заключительным этапом стал оркестр национальных инструментов Цхинвальского музыкального училища под управлением дирижера, заслуженного деятеля культуры Тины Кумаритовой.

Сколько же событий, состояний, картин вместили в себя произведения в исполнении оркестра. Это «Зарина» из кинофильма «Ах, любовь» Феликса Алборова, «Вальс расставания» из кинофильма «Ах, женщина» и другое.

Эта музыка окропила мир уставшего цхинвальского слушателя живительным дождем вечной красоты. Главный же итог концерта – все-таки то, что звучала и захватывала людей музыка, причем музыка настоящая, благородная, та что позволяет слушателям приобщаться к прекрасному, а студентам дает возможность совершенствоваться на лучших примерах.

Концерт закончился, бурные овации слушателей были благодарностью коллективу за высокое эстетическое наслаждение, доставленное искусством. Об этом в заключительной части концерта, отданной приветствиям и официальным поздравлениям, говорили Глава государства Леонид Тибилов, министр культуры Махарбек Кокоев, заместитель председателя Правительства Алла Джиоева, представитель «Россотрудничества» в Цхинвале Михаил Степанов и многие другие.

М. ГАГИЕВА