Возможно ли появление кинематографа в Южной Осетии – ответ на этот вопрос дается разный и чаще всего скептический. У скептиков есть основания так полагать, ведь все попытки фильмопроизводства оканчивались неудачей. Но молодой режиссер и актер Григорий Мамиев намерен дать утвердительный ответ на этот вопрос, приступив к созданию киностудии под названием «Аллонфильм».
К намерению системно подойти к созданию новых фильмов его подтолкнул успех первых картин. Первой пробой сил Мамиева в кино стала картина «Семь черкесок» по мотивам произведения Гриса Плиты. Затем последовал документальный фильм «Гришик Санакоев». И третья картина – «Ирон Вандея». В основе сюжета – история геноцида осетинского народа в 1920 г. со стороны меньшевистской Грузии во главе с Ноем Жордания.
«Ирон Вандея» как отправная точка к созданию киностудии
Фильм о геноциде 1920 г. для Г. Мамиева очень значим по содержанию и сюжету. Съемки проходили в Ленингоре, Дзауском ущелье, в селах Хетагурово, Дменис, Бекмар. В фильме задействовали около 120 человек, включая учащихся Цхинвальских школ №№ 1, 2, Лицея искусств и жителей Дменис, принявших участие в сцене, где беженцы пересекают перевал.
«Нужно было отснять сцену с беженцами, пересекающими перевал. Среди жителей Дменис были и годовалые дети, и глубокие старики. Было очень драматично. Им сказали, чтобы они оделись как в 20-е годы. У нас не было средств, чтобы шить костюмы. В один момент люди нас спрашивают, что надо делать, мы им объяснили, что необходимо изобразить беженцев, пришли грузины и вы покидаете свой очаг. Они меня переспросили: как 2008 г.? Я ответил «да». Им больше ничего не надо было объяснять, потому что они это испытали на себе», – рассказывает режиссер о деталях съемок.
Старания его команды оказались не напрасными. Художественно-документальная лента «Ирон Вандея» победила в номинации «Лучшая сценарная работа» IX международного фестиваля военно-патриотических фильмов и передач «Вечный огонь» в Волгограде. До этого фильм получил спецпризы на всероссийском медиа-фестивале «Восхождение».
«Мы сняли этот фильм за 30 тыс. рублей и делали его дома у нашего оператора Михаила Хасиева ночами. Технической базы не было. У Михаила были простенькие камеры, музыку сами подбирали», – рассказывает Г.Мамиев.
Над картиной работала команда включающая помимо режиссера и актера Григория Мамиева сценариста Юлию Бестаеву, помощника режиссера Сергея Цховребова и оператора-монтажера Михаила Хасиева. Помощник режиссера С. Цховребов до работы над «Ирон Вандея» отношения к кино не имел. Он по образованию юрист, но на съемочной площадке он незаменим, знает, как поставить свет, настроить камеры, где достать реквизит.
Эта четверка и составляет костяк создаваемой киностудии. «Я не говорю, что наша киностудия будет на уровне «Мосфильма». Но нужно с чего-то начать, а там покажет время», – говорит Г. Мамиев.
В дальнейшем планируется привлекать к сотрудничеству историков, артистов и журналистов. Своим опытом с молодыми коллегами охотно делится тележурналист и актриса Югоосетинского госдрамтеатра Изольда Беппиева. В качестве военного корреспондента она собрала уникальный документальный видеоархив.
В рамках киностудии планируется сотрудничать и с журналистом Робертом Кулумбеговым, у которого богатый опыт работы на телевидении. Из числа других актеров Г. Мамиев намерен пригласить Жан-Жака Харебова, снявшего известные короткометражные фильмы. «К нам может прийти любой человек с идеей, если идея будет хорошей, мы будем над ней работать», – сказал Григорий.
У молодой команды грандиозные планы по созданию картин обо всех эпохальных событиях и знаковых фигурах, сыгравших важнейшую роль в истории Южной Осетии за последние 100 лет.
«Через эти фильмы мы хотим донести зрителю одно – не забывайте нашу историю, чтобы она не повторялась», – отмечает режиссер.
Киностудия создается практически «с нуля», без материально-технической базы, единственный капитал – энтузиазм команды единомышленников.
«Мы будем искать спонсоров, готовых профинансировать патриотические фильмы. Это для нашего народа важно, ведь такие картины затрагивают жизнь народа за последний век. Я не сомневаюсь, что мы найдем на эти цели финансовую поддержку», – уверен Григорий Мамиев.
Коллектив киностудии, ожидая регистрации, работает над сценарием нового фильма, проведен кастинг для киноактеров. Югоосетинским зрителям предстоит увидеть на экранах фильм «Парпат», посвященный одному из лидеров ополчения Южной Осетии в 1989-92 гг. – Алану Джиоеву.
Повесть о Парпате языком кинематографа
Сценарий для документально-художественного фильма уже готов. По словам Г. Мамиева, сюжет картины оригинален. При этом он пока не разглашает, кто сыграет роль Алана Джиоева – Парпата. В фильме будет всего два действующих лица – маленькая девочка 11 лет и Парпат.
Сюжет картины таков: в 90-х годах Парпат встречает на Театральной площади Цхинвала маленькую голодную девочку, сидевшую на бордюре. Парпат, заметив, что девочке одиноко и некомфортно, спросил, где ее родители, она ответила, что родителей у нее нет. Тогда он спрашивает: «Ты голодна?» Она ответила: «Нет, я не голодна». На самом деле ребенок сильно изголодался. Парпат вернулся в свою машину, достал печенье и отдал девочке. На девочку, думавшую, что никому на свете не нужна, внимание Парпата произвело сильное впечатление. На тот момент девочка не знала, кто он и как его зовут. И когда Парпата окликнули из машины, она узнала, кто он, ведь в школе часто слышала от учительницы рассказы о Парпате.
Г. Мамиев с командой намерен раскрыть в фильме личность героя, его внутреннюю жизнь и деятельность. Фильм рассчитан на молодежь и, несомненно, сыграет важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Самое интересное, что девочка, о которой пойдет речь, сегодня взрослая женщина и живет среди нас.
Трудной задачей оказался подбор маленькой актрисы на роль главной героини фильма. По словам Г. Мамиева, долгое время шел поиск в школах города, и остановились на пятикласснице Лицея искусств Лане Гассиевой. После фильма о Парпате коллектив киностудии намерен продолжить тему геноцида. К столетию геноцида 1920 г. режиссер с командой планируют снять короткометражный художественный фильм «Дзанг».
Они рассчитывают, что помощь в реализации намеченных проектов им окажут спонсоры и руководство республики. Как нам сообщил сам Г. Мамиев, финансирование съемок фильма о Парпате взял на себя Президент Республики Анатолий Бибилов.
И. ТЕДЕЕВА