Скромное очарование художественных полотен

В Москве завершилась выставка «Молодость России», которая   объединила талантливых молодых российских художников. Работы молодых авторов всегда представляют особый интерес, так как по ним можно определить траекторию развития современного изобразительного искусства. В экспозицию вошло около 2000 произведений живописи, скульптуры, графики, искусства театра и кино, монументального, декоративно-прикладного искусства.

В выставке принимали участие и осетинские художники. На церемонии открытия наряду с приветствием министра культуры РФ В.Мединского прозвучало и приветственное послание министра культуры РЮО М.Остаевой, его зачитала представитель министерства Д.Цховребова. Начало работы художественного вернисажа предварила работа искусствоведческой конференции, в работе которой приняла участие и делегация министерства культуры Южной Осетии.

Художественная экспозиция проходила в Центральном доме художника в самом большом зале, так как работ было огромное количество: начиная от иконописи и заканчивая причудливыми инсталляциями постмодерна. Глаза разбегались от количества разнообразных и совершенно непохожих друг на друга работ, словно я мгновенно окунулась в бушующий красочными волнами океан. И среди этого пьянящего разнообразия мне, конечно же, предстояло найти жемчужины – работы осетинских художников. Сказать честно, миссия казалась невыполнимой, но уповая на интуицию, шестое чувство, а то и на зов крови, выраженный в возможном предчувствии осетинского духа, исходящего из картин, я двинулась на поиски. И вдруг заметила картину, которая разительно выделялась среди остальных.

Уже приблизившись к рисунку, я уловила отголоски того самого осетинского духа, ореолом раскинувшегося над вершинами горы Бурхох. На картине был изображён пожилой мужчина со своей женой. В сдержанной скорби они словно сливались с мрачным, угрюмым пейзажем, который, казалось, вобрал в себя всё многообразие оттенков серого. Ни ветер, ни надвигающийся дождь не в состоянии их потревожить и отвлечь от горестных мыслей. Будто мир для них стал иным, от многоцветного и красочного мира остался лишь один, самый печальный цвет – серый. Старики с безжизненной стойкостью стоят перед могилой своего дитя.

Автором картины является осетинский художник Вадим Каджаев. Уже позднее мне удалось с ним пообщаться, разумеется, набралось немало вопросов, на которые художник любезно и терпеливо отвечал. Картина «Старики», о которой и было написано выше, посвящена памяти его учителя, художника Игоря Кравцова. Вадим участвует в молодёжной выставке с 2010 года, и о нынешней он также отзывался очень положительно, заметив, что выставка полезна не только для посетителей, но и для самих художников. Она позволяет посмотреть на себя в окружении сегодняшней художественной среды, даёт возможность молодым художникам из разных регионов страны знакомиться и делиться опытом.

Прогуливаясь по павильонам, я заметила ещё немало удивительных и достойных работ как осетинских, так и других авторов. Правда, некоторые инсталляции в отделении современного искусства остались мной непоняты, даже несмотря на мои напрасные старания найти скрытый смысл в бесформенных и молчаливых предметах. Пришлось смириться и продолжать свой путь в поисках более близких и понятных шедевров. И я не прогадала! Через несколько минут на меня уже смотрел осетинский олень Урузмага Кадзова. Грациозный зверь, созданный из стали и камня, ярко и отчётливо выражал содержание осетинской культуры, взывая к жизни старинные сказания осетинской мифологии. Четыре камня, обрамлённые в чёткую стальную геометрическую форму, придавали оленю очень своеобразную и аутентичную форму, привлекая внимание к креативности и оригинальности автора. Олень кажется потерянным и испуганным, словно он отбился от своих сородичей, в одиночестве бродит по лесу в попытках найти родное стадо.

Вообще тема одиночества часто поднималась в произведениях, которые были представлены на выставке. На картине «Ливень» Светланы Кочиевой изображена печальная, промокшая девочка на сером, блеклом фоне. На устало опущенные плечи свободно спадают длинные чёрные волосы. По выражению лица можно понять, что ливню, который её настиг, она совсем не рада. Нет живости и оптимистичности, которые обычно присущи молодому поколению, мысли её скорее всего заняты чем-то очень печальным.

Также примечательна серия картин «Ожидание» художницы из Владикавказа Зарины Абисаловой. Одиночество становится главной составляющей каждой картины. «Тишина», «Серебряный вечер», «Полдень», «После дождя» – названия картин сдержанны и немногословны – под стать нарисованному. На картинах изображены грустные и задумчивые девушки, но акцент делается скорее не на них, а на окружающей обстановке. Это белый листок бумаги в руках у девушки на первой картине и накрытый стол. На второй картине огромный цветок в горшке выходит на передний план на фоне девушки, которая, немного сгорбившись, смотрит в окно, или большая порция мороженого и пастельные цвета, которыми выкрашены обои.

В целом атмосфера на выставке была минорной. Яркие и весёлые картины блекли по сравнению с превалирующим многообразием мрачных и сумрачных произведений. Кажется, что большинство художников решили пока оставить без внимания красочность нашего мира, выразив своё настроение посредством тёмных очертаний и печальных сюжетов. Но это не делает работы хуже, всё смотрелось гармонично, чувствовался профессионализм, который выражался в уникальности произведений.

Приятно было осознавать, что у нас такая талантливая молодёжь, по произведениям которых окружающие составляли своё мнение об Осетии и осетинах в целом. Уверена, после этих работ оно могло быть только положительным.

От Южной Осетии на вернисаже были выставлены работы молодых художников: Вадима Каджаева, Сергея Цховребова, Марии Кокоевой, Георгия Шавлохова, Вадима Джиоева, Арианны Цховребовой.

Диана Валиева

г.Москва