Правда в музыке, или в поисках новых откровений

В киноконцертном зале «Чермен», состоялся концерт Государственного эстрадного ансамбля «Мемориал»

Костяк этого коллектива, созданного более десяти лет назад, составляют талантливые музыканты старшего поколения, стоявшие у истоков зарождения югоосетинской эстрадной музыки.

В далекие 70-е годы группа цхинвальских ребят создала первый в Южной Осетии вокально-инструментальный ансамбль «Бонварон», который и сегодня остается живой легендой. Эти молодые люди начали буквально с нуля, но энтузиазм и природный талант помогли им преодолеть все трудности. Их имена и сегодня у всех на слуху и в памяти – это Гога Гучмазов, Вадим Харебов (Бужук) и Хсар Джигкаев.

В далекие 70-годы прошлого века в Цхинвале наряду с «Бонварноном» работали и другие эстрадные ансамбли – «Пиковая дама», «Фаэтон», «Мемориал». Это были талантливые ребята, которые хотели писать, исполнять качественную осетинскую эстрадную музыку. Среди них были и сегодняшние «мемориаловцы» – ударник Валера Кабулов, клавишники Тимур Тибилов, художественный руководитель ансамбля Володя Алборов и др. Впрочем, последнего, в силу особенностей цхинвальской ментальности, по имени мало кто знает – для цхинвальцев Вова Алборов стал навсегда «Бетховеном».

Уже позднее, в сложные 90-е годы, когда началась грузинская агрессия, эти ребята попытались создать новый ансамбль «Мемориал». В то время у них не было даже нормальных музыкальных инструментов, не говоря уже об аппаратуре и отдельном помещении для занятий. Но неистребимое желание играть и петь было превыше всего, и даже последние 20 лет жизни под постоянным прицелом противника не сломили их упорства и любви к музыке.

После событий августа 2008 года и признания независимости Республики Южная Осетия ансамблю «Мемориал» решением Минкультуры был присвоен статус государственного эстрадного ансамбля Южной Осетии.

Правда «Мемориал» нечасто радует цхинвальского зрителя своими концертами. Один из немногих за последние годы состоялся в конце прошедшей недели. Ностальгия ли по именам, напоминающих многим прошлое, или желание послушать живую эстрадную музыку, привели в холодный декабрьский вечер жителей столицы Южной Осетии в киноконцертный зал «Чермен».

Публика всегда беспощадна к старым кумирам, как бы требуя новых откровений в духе старых, потому что старые остались в прошлом, вошли в нашу душу и кровь, но не вызывают уже ничего, кроме умиления.

Видимо, этот фактор стал причиной критических ноток, прозвучавших после концерта в социальных сетях. Некоторые действительно ожидали от концерта известных музыкантов и исполнителей новых откровений, способных выбивать строки на скрижалях человеческих душ, заставляя сердце биться в унисон музыке. Впрочем, это не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. Настоящее творчество невозможно без неудач, взлетов и падений. Перефразируя одно известное выражение, можно сказать, что талант и стабильность – вещи несовместимые.

Тем не менее, концерт состоялся, оставив ощущение теплого домашнего праздника и доставив зрителям наслаждение от звучавших, проникавших в души слушателей, песен на осетинском языке, удовольствие от хорошо знакомой музыки, слов, ставших уже родными для каждого цхинвальца. Лейтмотивом концертной программы стали слова из стихотворения известной осетинской актрисы и поэтессы Людмилы Галавановой «Тых ныл кæнæд æрмæстдæр уарзт» (Пусть нас побеждает только любовь). Мелодические интонации каждого инструмента поведали в тот вечер о любви, о непростых отношениях между людьми и, конечно, о трагических событиях в Южной Осетии.

На протяжении всего концерта звучала музыка, живая, искренняя песня Владимира Алборова, добрая жизнеутверждающая сила исполнителей, объединяющая всех сидящих в зале, вселяющая надежду и любовь в каждое сердце.

«Мемориаловцы», как все талантливые исполнители, в своем творчестве всегда полагаются на вдохновение, стремясь донести до публики свое понимание правды, не смешивая правду в искусстве с расхожими представлениями о правде вообще. Для них понятие «правда» – это адекватное и честное выражение того, что они хотят донести до других, и прежде всего, это верность себе.

Как утверждает Владимир Алборов, музыкальное произведение правдиво, когда автор отражает личные, индивидуальные, артистические убеждения, не заботясь о последствиях. Если же произведение основано на лжи, если принципы предаются забвению ради преходящих, капризно-изменчивых целей, таких, как угождение вкусам критики или публики, работе только ради аплодисментов, или славы, или денег, такое творчество способно лишь нанести вред.

Так уж совпало, или, может быть, речь идет об осознанном выборе, но «Мемориал» очень часто исполняет песни на стихи Людмилы Галавановой, творчество которой тоже отличается стремлением выразить ту правду, которая мучает душу и лишает человека спокойствия, нарушая его безмятежный, суетливый мир быта. Именно многие ее замечательные, порой горькие, но сильные строки легли в основу прекрасных песен о Родине, о мужестве и отваге ее героических защитников.

Завершился концерт очень символично – песней, которая через любовь спасает нас от всех вселенских бед.

А пока?.. Пока, видимо, век любимой и до боли знакомой эстрадной песни завершается. Горный орел и золотой лев останутся только в памяти, а Цхинвал станет музеем под открытым небом, куда можно поехать с друзьями на выходные. Только не забудьте прихватить с собой старые записи.

А «Мемориал» видимо, в ожидании перемен, в поисках новых открытий, новых свершений!

И. Тедеева