Полотна, от которых, как от добрых воспоминаний, становится теплее

Его картины притягивают зрителя, каждая по-своему. Его искусство доброе, нежное, глубокое, правдивое, раскрывает жизнь горной Осетии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей простотой и художественной непосредственностью. Его мир стройный, как отличный оркестр, в котором каждый «голос», каждый образ подчинен одной мелодической теме. В его полотнах ощутима нота жизни, живого тепла, обжитости «человеческого гнезда», какого-то потаенного и важного, идущего из детства воспоминания. Художник не пугает и не тревожит нас, он просто погружает в созерцание жизни. При этом он не слащав и не расслабленно сентиментален, а скорее собран и сосредоточен, как и его работы. Одна из особенностей его творческого языка в том, что он не созвучен никакому художественному процессу, кроме идеи созидания собственного мироздания. Одним словом, он рисует жизнь так, как ее понимает, чувствует, согласно тайным движениям души. Его творчество – неторопливая медитация и приглашение своих собеседников-зрителей к созерцанию. Даже в самой простоте пейзажных мелодий возникает значительность. Сосредоточенность и строгость взгляда и почерка невольно сообщаются тем, кто неспешно рассматривает его картины.

Так уж получилось: сначала знакомство с творчеством, а потом уж с с самим художника. Конечно, всегда интересно слушать рассказ художника о его работах. Но в нашем случае сами работы рассказывают о мастере. Они, словно живые собеседники, связно и рельефно побуждают разгадывать личность автора. Знакомьтесь – это живопись Вадима Бежанова.

ПАМЯТЬЮ СОЗДАЮТСЯ

На полотнах Вадима Бежанова сельская жизнь, будни и праздники людей, живущих в живописных ущельях Дзауского района. Однако порой автор предлагает зрителю не только развлечения, но и раздумья о быстролетном и вечном, о суетности и отрешенности. Знаки празднества и знаки ушедшей жизни таинственно сближаются в воображении художника в холодных, серебристых тонах. Особо примечательны и красочные многофигурные композиции художника, которые он населяет большим количеством персонажей, при этом ни один из созданных образов не повторяется. («Осетинская свадьба», « На праздновании святого Георгия», «Священное дерево предков» и другие.) Эти картины я бы для себя назвала увертюрой к последующим работам художника. Они простым и вместе с тем торжественным обзором покоряют зрителя.Вадим Бежанов

После такого «запева» развертывается остальная часть его работ. Вадим Бежанов родом из небольшого селения Бежанта, расположенного в горном ущелье Дзау, поэтому красной нитью в его творчестве проходят памятные и до боли знакомые ландшафты этого поселка. Они узнаются зрителем, но будто заново преображенные иным виденьем. Здесь мглистые овраги, голубые дома, ветхий мостик… Из отдаленных лет детства дом, озаренный таинственным синеватым светом, полный столь же таинственных людей, возвращенных художником из прошлого. Тут все на местах и все и на месте. У каждого художника своя «земляничная поляна». Своя есть и у Вадима Бежанова – с традициями родового села, с преданиями и воспоминаниями об односельчанах, родственниках. Памятью создаются новые и новые картины.

Жизнь природы и самих жителей села (возможно, на полотнах мастер изображает своих односельчан), хозяйственные циклы скотовода и земледельца, привязанности сердца – вечны и неизменно прекрасны в творчестве художника. Причем эту красоту он ловит не в каких-то роскошных природных видах, а в том, что соотносится со строгим осетинским бытом и суровыми условиями проживания в горном селе. Тесные дворики, возвышающиеся каменные башни, стога убранного сена, впряженные в тяжелую повозку быки, деревянные дома с крутыми крышами, цветастое белье, развешенное на бичевках… И как тут не вспомнить слова доктора исторических наук Руслана Дзаттиаты, который когда-то писал о мастере кисти: «Знать, любить и уметь воспроизводить в художественных творениях Родину – удел немногих людей, Вадим Бежанов один из них».

Мастер трудится вдохновенно и неистово, не отвлекаясь повседневной суетой и прозой обыденности. Некогда!..

КОСТА И ХУДОЖНИК ВАДИМ БЕЖАНОВ

В своем творчестве Вадим Бежанов не мог пройти мимо такой ключевой фигуры в осетинской культуре, как Коста. Ведь жизнь и деятельность скромного выходца из села Нар во многом предопределила будущее национальной интеллигенции Осетии. Творчество Коста стало путеводной звездой осетинского народа и её символом, значение которого непреходяще.

Для Осетии Коста Хетагуров был и остается не просто национальным классиком, но культовой фигурой, формирующей важные направления духовной жизни народа. Жизнь и творчество основоположника осетинской литературы оказали мощное воздействие на развитие всех видов национального искусства, в том числе музыки и живописи. Не будет преувеличением утверждение, что под влиянием художественного наследия поэта формировались эстетические взгляды многих осетинских художников.

С именем Коста связана важная для осетинского искусства тема поэта и нации, художника и его предназначения. Коста и судьба осетинского народа – такова высшая тема многих полотен, написанных в самых разных жанрах и стилях. Картины, навеянные его образом, проходят красной нитью через всю историю осетинской живописи. Они подкрепляют национальную традицию, в которой сложился образ Коста – народного певца, демократа, трибуна и даже пророка.

Не стал исключением и Вадим Бежанов. На огромном холсте «Коста моя Осетия», созданном художником к 155-летию поэта, Коста предстает в величественной ипостаси, в некоем эпическом образе духовного вождя народа, к которому устремлены взоры людей. Творение художника также ярко передает этнический колорит.

Интерпретация образа Коста в картине Бежанова подтверждает слова Васо Абаева об исключительной роли, которую «сыграл и продолжает играть образ Коста как национальный идеал».

НЕМНОГО ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Говорят, что нередко художник похож на свои произведения. Такое утверждение справедливо применительно и к творчеству Вадима Бежанова. Простота и открытость, естественность и доброта, черты его искусства и характера. Он всегда приветлив, открыт для прямого и непосредственного общения, подкупает обаятельной улыбкой и мягкими приятными манерами.

Вадим Бежанов родился в поселке Дзау в 1942 году. Еще в школьные годы мальчик много рисовал, поэтому по окончании школы он поступил в Цхинвальское художественное училище. Способный ученик, он быстро освоил навыки живописи и техники изобразительного искусства, которым его учили мэтры осетинской живописи – Хсар Гассиев, Борис Санакоев и другие. По окончании художественного училища Вадим Бежанов поступает в тогда еще Юго-Осетинский педагогический институт на факультет русской и осетинской филологии. Долгие годы он отдал преподавательской деятельности в родном художественном училище, где он работает и по сей день. Вадим Бежанов – участник всесоюзных, региональных, областных и республиканских выставок. Работы художника являются предметом особой гордости многих частных коллекций в России и Южной Осетии

Вадим Бежанов является членом Союза художников СССР, членом Союза художников России, членом Союза художников РЮО, заслуженным художником РЮО, заслуженным педагогом РЮО.

А. ГЕРГАУЛОВА