Вадим Харебов и группа его музыкантов сделали прекрасный подарок своим согражданам к 29 мая – Дню независимости Республики Южная Осетия – концерт «Фæндыры сконд». Прозвучали 24 песни в авторском исполнении Вадима Харебова. Порадовали зрителей и другие участники представления – его братья Тимур и Валан, Тедеев Тимур, Багаев Тамаз. Несколько песен было исполнено на музыку Ахсара Джигкаева и слова Людмилы Галавановой. Концерт прошел на одном дыхании под аплодисменты восторженных и благодарных зрителей. Вадиму Харебову удалось воссоздать на сцене атмосферу того благополучного времени, старого, уютного и цветущего Цхинвала, где люди жили по законам добра и благородства, где практически не совершалось преступлений, где царили уважение к человеческому достоинству, тонкий юмор, теплота отношений и дружелюбие между людьми. Многие песни – «Ирæттæ, размæ!», «Сæрибары бон» и др., были посвящены национально-освободительной борьбе народа Южной Осетии за свободу и независимость. Казалось, мысли, заложенные в песнях Вадима Харебова военного времени, твердая вера в нашу Победу, наконец, материализовались.
Под звуки глубоко национального музыкального вступления Вадим Харебов предстал перед зрителями в стилизованном национальном наряде. Наверное, так выглядел нарт Ацамаз… Очевидно, и корни прозвучавших песен исходят из эпоса. Это ощущалось в героической и лирической энергетике царившей на концерте.
После концерта В.Харебов согласился ответить на наши вопросы:
– Расскажите, пожалуйста как был создан ВИА «Бонварон»?
– В конце 50-х начале 60-х годов в Цхинвале произошел всплеск в развитии эстрады. В 1958 г. в театре состоялся концерт, на котором выступали артисты фольклорного жанра. Мой старший брат Валан Харебов исполнил песню Ива Монтана. Тогда это было нонсенсом. Меня это выступление тоже поразило. Позже другой мой брат Тимур участвовал в конкурсе «Молодые голоса», который проходил в г. Тбилиси в 1968 г. Фактически он занял там первое место, но по бытовавшей даже в советское время практике, из-за того, что он не был грузином, ему дали второе. Мне было 13 лет, и я со своими сверстниками сидел перед телевизором и видел его выступление. На меня оно произвело сильнейшее впечатление. Южная Осетия была представлена на высоком уровне.
В нашем пединституте был вокально-инструментальный ансамбль «Айзæлд», где Тимур пел. В юности наши родители насильно гнали нас в музыкальное училище, хотя нам больше было по душе гонять в футбол и т.д. Однако, как показало время, они были правы. Спасибо им за это. После этого мы Гога Гучмазов, Шота Даргуашвили, Валера Хабалов с друзьями, жившими в одном районе, собрались. Мы таскали радиоприборы, пионерские барабаны, из тазика сделали диск и… «организовали» ансамбль. Тимур научил меня играть в три аккорда на гитаре, а далее я учился сам. Мы прослышали, что на площади живет Ахсар Джигкаев. Мы пришли к нему с вопросом: «Ну-ка покажи, как ты играешь на гитаре». Когда он начал играть на гитаре, мы буквально обалдели от неожиданности. Его научил играть на гитаре его брат Батыр. Ахсар тоже был нашим ровесником. Тогда я еще учился во второй школе, а мои друзья учились в школе №6. В 10 классе я перешел в школу №6. Тогда там директором работал Отар Харитонович Гассиев, выдающийся математик, физик, шахматист и вообще большой интеллигент. Он нашел средства и купил для школы два агрегата-электрона. К ним можно было подключать гитары. Тогда это была самая передовая аппаратура. Он купил нам еще и микрофон. Мы начали репетировать в школе и стали «набирать обороты». Окончив школу, мы продолжили репетировать, совершенствовать свою игру. В 1971 г. Юрий Петрович Тадтаев приютил нас в концертном зале городского парка. Это стало стартовой площадкой «Бонварона». Там мы репетировали каждый день до полуночи.
– Почему назвали ансамбль «Бонварон»?
– Как-то в один вечер мой отец спросил меня, как у нас дела, успехи в музыке, как мы назвали свой ансамбль. Я ответил, что названия пока нет. Попросил его посоветовать, как нам его назвать. Мой отец был журналистом. Все, что у меня есть «ирондзинад» – это все благодаря ему. С раннего детства он приобщал нас к осетинской литературе. Он предложил назвать ансамбль «Бонварон». «Бонварон» – это утренняя звезда.
Юрий Петрович Тадтаев приобрел для нас музыкальную аппаратуру. Это для нас было необычайным подарком. До этого, когда у нас не было такой аппаратуры, мы только завидовали другим вокально-инструментальным ансамблям. 9 сентября 1971 г. состоялся первый концерт в парке, который прошел с большим успехом.
В 1974 г. в Цхинвале состоялся пленум обкома партии. И мы выступили на торжественном концерте. Там присутствовала руководящая партийная элита из Тбилиси. Они были буквально шокированы нашим выступлением. Тимур Харебов блестяще спел песню из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», мы исполнили осетинские песни. Руководство решило дать «Бонварону» статус государственного ансамбля. Таким образом «Бонварон» стал четвертым ВИА, созданным на всей огромной территории СССР. Я – Вадим Харебов, Георгий Гучмазов, Ахсар Джигкаев, Шота Даргуашвили и Тимур Харебов – представляют первый состав «Бонварона». Потом к нам присоединились Ахмат Кокоев, Инга Джиоева.
– Когда вы первый раз приехали в Северную Осетию на гастроли как вас там встретили?
– Это был 1972 год. Тогда такого ансамбля, как «Бонварон», там не было. Наши выступления проходили на высшем уровне. Был супер-ажиотаж. Мы дали 40 концертов во Владикавказе где-то за 1 месяц. У нас были небольшие зарплаты, по 70 руб. в концертном зале Большого парка. Но мы были довольны, о деньгах тогда никто из нас и не думал.
– Кто писал стихи, музыку к вашим песням?
– Тимур Харебов сочинял музыку и исполнял песни. Однако творческий процесс у нас был коллективный. Аранжировка рождалась в процессе работы. Мы постоянно советовались друг с другом.
– У каждого великого достижения должно быть продолжение, преемственность.
– Годы войны с Грузией затормозили нашу работу. Мы перебрались на Север и там продолжили работу по пропаганде осетинской песни. Мы придали свой импульс, к объединению Осетии. Тогда там мало кто пел на осетинском языке. В 1992 г. мы выступили на фестивале, где пели осетинские песни на кударском диалекте. Это было как бы сигнальной карточкой. Сегодня на севере Осетии уже многие поют эстрадные песни на осетинском языке.
– Сегодня «Бонварон» существует, как коллектив?
– «Бонварон» находится как бы в замороженном состоянии. Для того, чтобы он зазвучал нужны большие усилия, и финансовые, и политико-правовые и т.д.
Все зависит от того, какое место определят «Бонварону». Это вопрос государственный. Если мы будем что-то представлять, то оно должно быть на высоком уровне, т.к. мы независимое государство.
У меня есть мечта – сохранить творческое наследие «Бонварона». Есть много материала, к которому необходимо сделать ноты, тексты, делать записи. Это будет фонд для будущих поколений. Многие записи «Бонварона» были утеряны во время войны.
«Бонварон» раньше был государственным ансамблем, как и наш «Симд». Его просто надо восстановить в прежнем статусе.
– Со стороны властей есть поддержка? Ведь «Бонварон» является одним из атрибутов республики.
– В конце своего правления, прошлая власть предложила возродить «Бонварон». Наверное, она предусматривала пиар-компанию перед выборами. Мы уже не в том возрасте и заниматься такими вещами не собираемся. Служить своему народу, культуре – это другое дело.
– Если вдруг Вам предложат, «Бонварон» вернется в Цхинвал?
– «Бонварон» необходимо реанимировать, набрать молодых. Эстрада – это дело молодых. Мы же сделаем все, чтобы легендарный «Бонварон» достиг высоких вершин. Мы можем и хотим этого.
– Что надо делать для развития осетинской культуры?
– Раньше в средних школах функционировали самодеятельные ансамбли, проводились конкурсы. Цхинвал был «котлом», где варилась эстрадная музыка. У нас была масса учеников. Сейчас другое время. Нужна программа развития эстрадной музыки.
Музыка традиционно привлекает молодежь. Созданный в советские времена вокально-инструментальный ансамбль «Бонварон» был одним из первых государственных рок-групп на всем пространстве СССР. Легендарный «Бонварон» успешно гастролировал на всей территории страны. В те времена были созданы и школьные ансамбли «Чебурашка», «Саби» и др. Наши дети всегда отличались музыкальностью. Тяга к музыке очень велика и сегодня.
Нынешние школьники регулярно обращаются к музыкантам старшего поколения с просьбой обучить их игре на популярных инструментах, в частности, на гитаре и ударниках. Однако, отсутствие материально-технической базы не позволяет это сделать.
Следует отметить, что как и многие другие специалисты-профессионалы, музыканты, способные передать свои знания и умения подрастающему поколению, остались в Республике в единственном числе. И если они не передадут свой опыт молодежи, то все это будет безвозвратно утрачено. Например, Кабулов Валера – дипломированный профессиональный музыкант, участник ВИА «Бонварон», в составе которого играл на гитаре и ударных установках. На сегодняшний день – это единственный в Южной Осетии уникальный музыкант – барабанщик, в совершенстве владеющий этими инструментами и способный обучить подрастающее поколение. Целью разработанного им проекта, требующего всесторонней поддержки для реализации, является создание школы – студии, в которой будет проводиться обучение молодежи, выявление и реализация творческого потенциала музыкальной молодежи и вовлечение их в культурную жизнь. Результатом реализации проекта станет создание действующей школы – студии. В перспективе возможно создание новых эстрадных групп из числа учащихся школы – студии. Важно отметить благотворное влияние, которое оказывает музыка на молодых людей.
Природа щедро одарила Вадима Харебова композиторским и певческим, поэтическим талантом, яркой харизмой. Это гордость нашей отечественной музыкальной культуры. Несомненно, продвижение нашей музыкальной культуры на международный уровень могло бы способствовать поднятию имиджа Республики Южная Осетия. Ведь музыка понятна всем. Вадим Харебов посвящает свои песни народу, героическому Цхинвалу, величественной природе Осетии. Его песни пробуждают чувство национального достоинства, укрепляют дух и волю народа в стремлении к свободе и созиданию.
Содержание песен, мелодия, голос и сам облик маэстро отличаются духовно-нравственной чистотой и оптимизмом.
Главный лейтмотив творчества Вадима Харебова – это ирондзинад, любовь к родному Ирыстону, к своему героическому народу, к друзьям, к женщине, к национальной культуре и языку, к самой жизни. И он хочет подарить это всем своим слушателям:
«Барæвдау уд, фæндыр,
Ыз дæ фæдыл атæхин Хуыцаумæ,
Барæвдау хох æмæ быдыр,
Арт хæрын, кæй уарзын ыз рагæй…»
Песни Вадима Харебова наполнены философским смыслом. В одной из них есть такие строчки:
«Диссаг у, диссаг нæ цард,
Ацæуæм агурæг дард.
Фæлæ цы агурæм уый
Мæнæ нæ цуры куы и.
Мæнæ дæ цæстыты цы
Зæрдæйы ссарын фæнды
Æрвон цъæх рухсмæ фæндаг
Амондджын у, адæймаг…»
Песня “Зарæм иумæ” вселяет веру в то, что наш любимый город возродится, и, несмотря ни на что «Чъребайæ рæсугъддæр нæй». Любви к Цхинвалу, его закоулкам посвящена и песня «Шанхайский блюз»:
«Богири, Цъала, Театры фæз,
Алкæм дæр сæм уарзгæйæ кæс,
Жилмассив, Текстил, ЦАРЗ æмæ Шанхай,
Уарзæм уæ бирæ, амонд уæ хай…»
В тяжелейшие военные годы, когда защитники Южной Осетии проводили ночи в холодных окопах, шли в атаку на врага, песня – набат «Ирæттæ, размæ» укрепляла дух и придавала силы. Многие из разбросанных по миру осетин называют песни Вадима Харебова связующим звеном с Родиной, которое «греет сердце», где бы человек ни находился. Говорят, они помогают справляться с ностальгией ассоциируясь с далекой Родиной. Что это, если не генетическая память, живущая в каждом из нас, объединяющая нас как народ.
Вадим Харебов черпает вдохновение как из осетинских народных мелодий, так и мировых шедевров. Но все его творчество основано на национальном осетинском колорите. Красивый, часто грустный голос певца пробуждает в слушателях лучшие чувства, растворяя то, что недостойно звания Человек. На мой взгляд еще предстоит оценить творчество Вадима Харебова и признать что оно является нашим национальным достоянием.
Инал ТИБИЛОВ