Пасха – один из самых чтимых праздников у осетин

Светлое Христово Воскресение наравне со всем православным миром празднуют и жители Южной Осетии. Пасха, или как ее называют осетины – Куадзæн, является одним из любимых праздников осетин.
Празднику Христова Воскре-сения, как и во всем православном мире, предшествует пост. Куадзæн в переводе на русский язык означает Разговение, так как празднику предшествует строгий семинедельный пост. В условиях скудного горского ассортимента постных продуктов задача была далеко не простая.
В воскресенье перед Пасхой в Осетии справляют Кутугæнæн (букв. изготовление сапеток для хранения зерна). Это был праздник, связанный с аграрным культом. В этот день молодежь раньше устраивали соревнования в стрельбе из луков.
Зрелищностью отличалась и предпасхальная ночь со среды на четверг – Руругæнæн.
К «Куадзæн» готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят куличи, различные пироги. Почетное место на столе занимают крашенные пасхальные яйца.
Яйцо в осетинском языке имеет два названия – «аик» и «равдуан». Последнее название переводится буквально как «то, чем одаривают». В старину конфеты и сладости были малодоступны, поэтому детишек одаривали яйцами. Отсюда и это второе название. Яйца раскрашивались в отваре из луковой шелухи или свекольным соком.
В ночь перед пасхой дети собираются группами, вместе ходят по домам и дворам распевая песни, декламируют стихи, танцуют. Обойдя дворы и собрав яства, они делят их между собой. Участники святочного обряда надевают разные костюмы (в более ранние периоды возможно и маски), раскрашивают себя, чтобы их не узнали при подворном обходе. Утром дети снова встречаются и устраивают импровизированные турниры. Каждый должен принести с собой пасхальное яйцо и попытаться разбить им яйцо своего противника. Сперва ударить острым концом, после тупым. Тот у кого оно раньше разбивается, отдает добычу противнику.
В этот вечер члены семьи стараются провести вечер вместе.
«Куадзæн» это православная пасха. Хотя в празднике «Куадзæн» можно найти следы слияния дохристианских и христианских праздников и образования на этой основе синкретических форм.
«Члены семьи приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» и, получая от хозяйки яйцо, разговляются, вкушая скоромную пищу после поста. «В местах, где имелись служители культа, жители разговлялись в церквах», – пишет Л. Чибиров в своей книге «Народный земледельческий календарь осетин».
Но важно знать, что оплакивать при этом покойных нельзя, так как в этот день мы делимся радостью Воскресения Христа с ними.
Подготовила К.БАГАЕВА