/Осетия в красках, или Живые и светлые акварели Мурата Шавлохова

Осетия в красках, или Живые и светлые акварели Мурата Шавлохова

В конце минувшей недели в фойе киноконцертного зала «Чермен» состоялась персональная выставка народного художника РЮО, лауреата премии Коста Хетагурова, заслуженного педагога РЮО Мурата Шавлохова. В этом году большому мастеру кисти исполнилось бы 80 лет. Инициатором выставки выступила семья художника и Министерство культуры РЮО.

В этот осенний ноябрьский вечер вспоминали человека, так рано ушедшего из жизни, говорили о его богатом наследии, замечательных картинах, которые навсегда сохранят память о нем в сердцах почитателей его таланта.

Что сделало его творчество, его имя столь известными и любимыми? Только ли талант — яркий, самобытный? Только ли поразительное мастерство — отточенность и изысканность художественной интонации? Да, безусловно, из всего этого складывается облик незаурядного художника. Но главное, что ставит Мурата Шавлохова в один ряд с выдающимися художниками нашего времени — это бескомпромиссное следование взглядам, наметившимся еще в юности, а в зрелые годы ставшими осознанной творческой программой. Надо признать, что необходимы громадная творческая воля и смелость для того, чтобы на протяжений десятилетий, как это делал Мурат Шавлохов, целеустремленно и бескомпромиссно прокладывать дорогу в раз и навсегда избранном направлении и открывать новое и свежее в, казалось бы, уж бывшем и привычном… Его жизнь оборвалась несколько лет назад. Но оборвалась ли? Его творчество будет еще не раз восторгать любителей изобразительного искусства и, наверное, станет эстетическим маяком для будущих поколений. Обо всем этом говорилось на открытии персональной выставки художника Мурата Шавлохова, почтить память которого пришли представители Правительства и Парламента, научная и творческая интеллигенция и просто почитатели таланта мастера.

Заведующий кафедрой истории осетинской литературы ЮОГУ Гацыр Плиев говорил о том, что его жизненный опыт, включающий встречи со многими известными людьми, показывает, как в характере человека и в его творчестве проявляются одни и те же нюансы. Поэтому, говоря о Мурате Шавлохове — человеке, можно представить, как это человеческое отражается в его труде художника. «В творчестве Мурата есть поклонение природе, его родному краю, поклонение тому прекрасному, что она создала. И здесь всегда есть огромный темперамент и постоянный поиск совершенства, то есть то, что необходимо в поэзии, музыке, живописи и других видах искусства», — заметил Гацыр Плиев и подчеркнул, что Мурат один из тех талантливых художников, чье творчество завоевало горячую любовь и признание зрителей и по праву занимает ведущее место среди тех, кто представляет наше изобразительное искусство.

Мастер кисти Мурат Шавлохов — действительно пример истинного современного художника, аккумулировавшего в своем творчестве самые разные пласты — будь то графика, акварель или масло, и нашедшего ту «золотую середину», которая определяет его лицо как художника, то, что мы называем яркой, самобытной индивидуальностью.

В каждом его произведении, кажется, присутствует сам художник, поразительно собранный, мыслящий, глубоко человечный, интеллигентный и доброжелательный. За годы работы в редакции мне часто приходилось общаться с этим замечательным человеком, и каждый раз он подчеркивал, что творчество его глубоко национально. «Ведь только через призму национального твое творчество получает возможность стать общечеловеческим», — любил замечать он. Возможности своего творческого эго мастер находил как в графических техниках: офорте, линогравюре, акварели, так и в масле, но наиболее близка была художнику акварель. Его акварели — светлые, живые и дышащие улицы и скверы родного города, озаренные солнцем или омытые дождем дома и церкви, горные ущелья Осетии и залитые солнцем и нежностью букеты цветов. И все это пронизано любовью к родной стране.

Каждая работа художника учит любить Осетию, ее природу и людей. Об этом на выставке говорил и сопредседатель Союза писателей Осетии Мелитон Казиты. «Мурат Шавлохов одновременно удачно работал в нескольких жанрах. Но мне кажется, все-таки любимая техника художника была акварель. Отточенная непрестанной работой и поисками на протяжении многих лет, его техника акварельной живописи уникальна. Пронизанные светом, наполненные сложной цветовой гаммой акварели несут радость жизни и надежды. Автор видит одну задачу — через изображение природы прикоснуться к чувственному восприятию зрителя, вызвать глубокие внутренние эмоции», — подчеркнул Мелитон Казиты.

С особым теплом многие выступающие говорили о человеческих качествах художника, отмечая его необыкновенную доброту и порядочность. Среди них председатель Союза художников Тамерлан Цховребов, заместитель Председателя Правительства Эрик Пухаев, одноклассник мастера, заместитель Председателя Парламента Инал Мамиев, ценительница его творчества, журналист Валентина Бестаева, двоюродная сестра художника, научный сотрудник ЮОНИИ Ирина Бигулаева и другие.

Можно сказать, что Мурат Шавлохов в своем творчестве создал новый сплав, в котором органично слились национальная характерность и бережное отношение художника к родной природе, придающий неповторимый аромат его произведениям.

Работы Мурата Шавлохова украшают многие художественные галереи и частные коллекции как в России, так и за рубежом. Его акварели, полотна и графические листы привлекают зрителя не только своей колоритностью и композиционной завершенностью, но и оригинальной манерой художественного почерка. Они выполнены в основном с натуры, но сохраняют ощущение многообразия и сложности, неповторимости, увиденных когда-либо жанровых сценок, лиц людей, интерьеров, предметов… Художнику легко открываются характерные черты различных времен года, в этом многоголосье органично звучит неповторимость каждой поры, чутко выявленной мастером. Но осень, пожалуй, главная в его песнях о горном ландшафте.

Путь Мурата Шавлохова в искусство был триумфальным, будущий художник с малых лет был погружен в атмосферу высокой духовности и творческого горения. После окончания Цхинвальского художественного училища он поступает на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института   им.Герцена. Здесь в классе известного художника, профессора Николая Павлова, он выносит на суд зрителей свое дипломное сочинение — серию работ из пяти листов в линогравюре «Осетинские нартские сказания». Выбор такой темы был не случайным. Позже художник создает целый цикл графических листов, посвященных нартской тематике «Урузмаг и Сатана» (линогравюра), «Бой Батрадза» (линогравюра), «Хамыц на охоте» и др.

По окончании института Мурат Шавлохов начинает педагогическую деятельность в Ленинградском художественном училище на факультете рисунка и живописи. В то же время он становится членом молодежной организации ленинградского отделения Союза художников. Работы мастера неоднократно экспонировались на многих выставках ленинградских художников. Впоследствии красоты Ленинграда найдут свое отражение в графических произведениях художника. «Мост Ленинград через Фонтанку», «Воронья гора Ленинградской области» и многие другие. В 1975 году Мурат Шавлохов вернулся в родной Цхинвал. Долгое время преподавал в Цхинвальском художественном училище им.Туганова. Затем был назначен его директором. Позднее возглавил югоосетинское отделение Союза художников. Затем тридцать лет проработал директором детской художественной школы.

Мурат Шавлохов не любил рассказывать о себе. Зато всегда сияло радостью его лицо, когда он рассказывал о детской художественной школе. Каждый раз, когда я просила его рассказать о проблемах, стоящих перед художественной школой, он всегда желал говорить об ее успехах. Его воспитанники не раз становились участниками международных выставок детского творчества в Болгарии, Югославии, Чехословакии, в Нью-Йорке, Вашингтоне. В 2003 году работы учеников Мурата Шавлохова экспонировались во французском городе Кольмаре. Были несколько раз представлены на республиканском конкурсе детского рисунка «Мой дом, мой край, моя страна» во Владикавказе. «Школа у нас достаточно серьезная, — любил подчеркивать художник, чтобы дать хорошую профессиональную подготовку, — но больше всего меня волнует основная задача — научить будущих художников мыслить, думать, чтобы пробудить в них способность, проникнуть в суть явлений, соединить их и, конечно же, осознать, что искусство, прежде всего, должно быть национальным.

В завершение встречи супруга художника Ирина Бестаева выразила организаторам выставки и почитателям таланта мастера слова благодарности за проявленное внимание

А. ГЕРГАУЛОВА