Осетинские святилища в Южной Осетии

Святилища в Осетии традиционно располагаются в населенных пунктах или рядом с ними, а также на возвышенностях. Святилища бывают общеущельные, общесельские и фамильные.
Если жители села переселялись в другое место, то они и там обустраивали святое место. Для этого забирали из прежнего святилища камень и укладывали его в основание нового культового места.
Святые места Челиатского ущелья, расположенного в историческом регионе Урс-Туалта, что в Дзауском районе. Здесь также сохраняется традиция бытования семи главных святынь. Это абстрактное понятие священной местности «Челиаты авд дзуары» (букв. «Семь святилищ Челиат»). Сюда входят святилища, расположенные на всем протяжении Челиатского ущелья: «Саниба», «Реком», «Мыкалгабыр», «Илиа», «Уацилла», «Аларды» и «Дуарау Уастырджы».
«Аларды» – небольшое каменное строение без крыши за селением Мидæггæг Челиат. Аларды, божество осетинского традиционного религиозного пантеона. Его имя связано с узкой специализацией – он по народным поверьям насылает на детей корь и оспу. Для того, чтобы его умилостивить, весной отмечался праздник, посвященный Аларды, которому приносилась жертва в виде белого барашка с просьбой не насылать на людей болезни. Кроме этого, чтобы не накликать гнев Аларды, его называли иносказательно «золотым, светлым». День празднования всегда понедельник.
«Илиайы кувæндон» – название переводится, как «Место моления Илье», святилище посвящено пророку Илье. Каменные развалины на небольшом отроге за селением Челиат. Отмечалось в августе через неделю после празднования дня начала сенокоса «Атынаг», в понедельник-вторник. Впрочем, многие считают, что изначально святилище носило имя Уацилла, но со временем, под воздействием христианства, трансформировалось в имя пророка Ильи.
«Мыкалгабыр» – каменное строение, покрытое крышей, расположено в конце ущелья у основания леса на поляне. «Мыкалгабыр» – божество-дзуар и одноименное культовое место в осетинской традиционной религии. Одно из трех наиболее важных, вместе с Реком и Таранджелос, осетинских святилищ. Посвящено плодородию и семейному изобилию. Это святилище было местом, где собирались все жители Челиатского ущелья. В другое время обитатели каждого села и отселка посещали разные святилища. И только раз в год, после того как люди обходили свои святилища, они приходили на поляну к «Мыкалгабыр», где устраивалось общеущельное моление.
«Реком» – святилища с таким названием посвящены Уастырджы и встречаются по всей Осетии. Наиболее почитаемое находится в Цейском ущелье Северной Осетии. При этом местное святилище не считалось его «филиалом», а было одним из многочисленных равных, одноименных святых мест на территории юга Осетии. Празднование «Реком» в Челиатском ущелье было весной, приходилось на Кæрдæгхæссæн (Троицу).
«Саниба» – святилище на южном отроге Челиатского ущелья, каменные развалины. В Челиатском ущелье празднование справлялось осенью после окончания сенокоса и перед началом жатвы хлебов.
«Уацилла» – святилище расположено на правом берегу реки на возвышенности. От святилища сохранилось каменное основание. В осетинской мифологии Уацилла – громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хоры (хлебным) Уацилла». Во время традиционного обряда в прошлом Уацилла посвящался третий тост за пиршественным столом.
«Дуарау Уастырджы» – святое место расположено на околице села Дзукаты-кау, в начале ущелья. Сохранились остатки каменной постройки. Существует и визуальный ориентир – грушевое дерево. Это было фамильное святилище Дзукаевых и Мисостовых. Святилище в честь Уастырджы, самого главного персонажа осетинского пантеона. Уастырджы – покровитель мужчин, путников и воинов, защитник бедных и обездоленных. Осетины его представляют всадником на чудесном белом коне и наделяют любимое божество лучшими человеческими качествами: «Сыгъзæрин» (Золотой) Уастырджы, «Сыгъзæрин-базыр» (Златокрылый) Уастырджы и т.д. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» (Покровитель мужчин). Отмечается в дни общеосетинского праздника Джиуаргуыба осенью в течение недели.