В осетинском народном творчестве существует огромное количество героических песен. В музыкальном фольклоре песни играют важную роль.
Систематизацией и нотированием такого материала занимались выдающиеся личности из горской интеллигенции, такие как Ахполат Аликов, Андрей Тотиев, Петр Мамулов, Борис Алборов, Борис Галаев и другие. Известно, что Б.Галаев записал на фонографе более 700 мелодий, 500 из которых – песни.
При систематизации народных песен Борис Галаев выделил три жанровые группы: зарджытæ (песни), хъарджытæ (причитания) и кадджытæ (сказания). В.Абаев, говоря о традиционной песне осетин, отмечает: «Героическая песня с давних пор и до сегодняшнего дня является излюбленным и наиболее распространенным видом песенного творчества и песенного исполнения осетинского народа». Героическая песня всегда отображает те события, которые более всего волнуют осетинский народ. Нередко она становилась выразителем дум и чаяний бедного люда. Все героические песни могут быть названы историческими в широком смысле этого слова, потому что они основаны на реальных событиях. Песни, как правило, воспевают героев известных событий.
Из большого числа героических песен можно выделить несколько групп: песни о погибших смертью храбрых («Песня о Чермене», «Песня о Хазби»); песни об удальцах («Песня о Дзигола», «Песня о Мураце Озыраты»); песни о боевых укреплениях («Песня о Рукских укреплениях и песня о башне «Маккоты»); песни нового хорового стиля о погибших во время революции («Песня об Антоне Дриаты», «Песня о Исаке Харебове») и т.д. Безусловно, перечень далеко не полный. Отдельным рядом стоят абреческие песни, которые отображают борьбу отдельных героев за социальную справедливость, а также песни об охотниках.
Поэтический материал песни представляет собой меняющийся нестабильный текст. В зависимости от исполнителя текст импровизируется или варьируется. Общие места дополняются припевами, подпевами, что позволяет включиться в пение людям, в общем-то, далеким от музыки. Но при этом не теряется смысл и драматизм исполняемой песни. Это позволяет каждому исполнителю дополнять воспеваемого героя новыми чертами и качествами.
«Любят песню деревни и села и любят песню большие города», слова из знакомой песни как нельзя лучше иллюстрируют любовь народа к песне. В осетинской традиции она исполняется по большим и малым праздникам, в кругу семьи, друзей. Наблюдения последних лет показывают, что люди среднего и старшего возраста более активно включаются в общее пение. Нередко молодые люди оправдывают свое неумение петь тем, что забыли текст или не знают его вовсе. Чаще всего на Юге Осетии поется песня «Об Антоне Дриаты», известная в народе как «Дзауы уæрдæттæ». В этой песне воспевается подвиг Антона Дриаты, участника одного из крестьянских восстаний времен первой русской революции. Антон был знаменит своей храбростью. Когда время революции 1905 г. грузинские князья и помещики создавали наемные военные дружины для защиты своих поместий, он встал на защиту своего народа в борьбе с княжескими дружинами, присланными на помощь царским правительством. В бою у селения Додотыкау Антон Дриаты погиб в неравной схватке с врагами революции. Песню о его героической гибели сложили крестьяне из села Корнис Знаурского района. В ней, в частности, поется:
Джавские арбы уже не катятся, ей!
Враги наши уже не смеются ей…
Никто на скажет, что мертв наш Антон!
Жив наш Антон, нет ему смерти!
Даже эти несколько строк дают нам определенное представление о том, что в песне воспевается подвиг Антона. Но самое главное, что подвиг героя останется навечно в памяти потомков.
Таким характерным строением осетинских песен достигается определенная цель. Во-первых, взволновать слушателя эмоционально, во-вторых, воодушевить и сделать его примером для других. Таким же драматическим пафосом пронизаны и другие песни. Из песен гражданской войны популярна песня об Исаке Харебове, чьим именем названа одна из центральных улиц г.Цхинвала.
В музыкальной школе №1 им. Г.С.Тедеева работает племянница Исака Харебова, заслуженный педагог РЮО Додо Шалвовна Харебова. Она не раз высказывала обеспокоенность по поводу захоронения своего знаменитого родственника. «Место его упокоения не сегодня – завтра может затеряться, и некуда будет приносить цветы», – переживает она.
Исак Харебаты являлся уроженцем села Георги Цминда Южной Осетии. Ныне село зовется его именем Исакы-кау. Он один из доблестных руководителей национально-освободительного движения в Южной Осетии. В одном из боев был смертельно ранен. Товарищи вынесли его с поля боя. У них на руках он и скончался. Песню о нем сложила талантливая молодежь села Корнис в 1920 году.
Уой, бой настал с меньшевиками
Ой, под Сачхерета потоки крови,
Бой настал, ой с меньшевиками
Под Сачхерета потоки крови!
Уа, уа – райда, уай райда!
Уай злосчастный Исак!
Не менее трагически сложилась судьба Сосо Нартыхты. Сосо уроженец села Кудар Южной Осетии. Был командиром повстанческого отряда, сражавшегося против меньшевистской гвардии. Под давлением превосходящих сил противника отряд отступил в село Алагир Северной Осетии. Там он продолжил беспощадную борьбу с бандитизмом. В 1920 году Сосо обезоружил главаря банды. Вскоре бандит подъехал к дому Сосо со своей бандой. Выйдя навстречу непрошенным гостям, Сосо Нартыхты был убит наповал выстрелом из ружья. О трагической гибели борца за революцию в селе Кудар была сложена песня в 20-х годах прошлого столетия. Приведем несколько строк из песни:
«Пастухи Черной горы погнали баранов в дубовый лес
Уа-райда, йа-райда, погнал в дубовый лес!
Так возглашает Сосо Нартыхты
Ей, райда, уай злосчастный Нартыхты Сосо».
Жанр героической песни любим в народе, его с энтузиазмом слушают как в хоровом, так и в сольном исполнении. На данный момент героические песни включены в репертуар многих самодеятельных и государственных коллективов, таких как госансамбль «Симд», хор оркестра народных инструментов «Айзалд» и др.
В народе большой любовью и популярностью пользуются песни в исполнении талантливого мастера, народного артиста РЮО Инала Алборова.
Большого внимания заслуживают песни, посвященные охотникам. Как известно, осетины, проживая в высокогорье, не занимались охотой ради баловства. Охота была одним из источников существования горцев. Поэтому в осетинском фольклоре есть немало песен, посвященных покровителю охотников, и, как ни удивительно, рогатых зверей – Афсати. Нет в том противоречия. Бедным Афсати помогает в добыче, а от богатых прячет. В поисках удачной охоты осетины наделили покровителя охотников чертами справедливого и благородного божества. Непременным считался ритуал перед охотой. Афсати задабривали перед охотой тремя пирогами и просили об удачной охоте. Интересно, но такие качества, как отвага, храбрость, а также навыки и умения охотника отходили на второй план. Считалось более важным и первостепенным испрошение удачной охоты у покровителей охоты. В осетинской музыкальной культуре есть немало песен, посвященных отважным охотникам, таким как, Куци Дзитов, Дзоцца Зораев и др.
Охотничьи песни стоят в одном ряду с песнями, посвященными небесным силам: Уастырджи, Уацилла, Аларды, Цоппай. В пантеоне древне-осетинских божеств с дохристианского периода и по сегодняшний день они воплощают в себе силы природы, которые обладают способностью помогать или вредить людям.
Б.Галаев в сборнике «Осетинские народные песни» приводит два варианта песен об Афсати. В обоих вариантах покровителя просят об удачной охоте.
1.Ой, æмæ Афсати!
Вон там, на вершине, уай æмæ, ты ведь восседаешь уа-уай!
Уай, ама, неспошли твои дары, на низины, уай!
2. Взгляни-ка с высоты!
Уай, с высоты на низины, ей, уай, приносящий дары, щедрый Афсати!
Уай, слава тебе, мы готовы принять твои недуги, ой!
Интерес к героической песне за последние годы значительно возрос. Неудивительно, что все больше молодых людей возвращаются к истокам песенного творчества своих предков. Тому яркий пример энтузиасты из молодежного фольклорного ансамбля «Къона». Ребята пропагандируют народную песню, исполняют ее на старинных инструментах. Они привлекают к изучению и исполнению осетинской музыки новых людей. Формат газеты не позволяет в полной мере удовлетворить возросший интерес к героической песне. Обращаем внимание молодых людей на одно приятное обстоятельство: в обеих частях Осетии осетинская песня на высоком уровне исполняется в государственных и самодеятельных коллективах. В концертную программу, как правило, включают не одну осетинскую песню, причем, песни бывают разные, как по жанру, так и по типу исполнения. В этой связи хочется надеяться на то, что осетинская героическая песня поднимется до высоких рейтингов популярности в музыкальной культуре осетин и послужит надежным тылом в духовно-нравственном воспитании молодого поколения.
Тамара КОТОЛОВА