Национальная хореография и время

29 апреля в календаре праздничных дат отмечается как Всемирный день танца. Соответствующее решение было принято ЮНЕСКО в 1982 году, в честь дня рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».

По идее учредителей, задачей Международного дня танца является объединение всех танцевальных направлений и стилей. Этот праздник также должен быть поводом для чествования танцевального искусства и его уникальной способности преодолевать все границы – этнические, политические или культурные. Ведь именно танец обладает широкими возможностями объединения людей, говорящих одним языком – языком танца.

Традиционно каждый год кто-то из известных представителей танцевального мира обращается к человечеству с посланием, целью которого является напоминание людям о красоте, силе и могуществе танца.

Исследователи затрудняются назвать точно период, когда танец стал частью человеческой культуры, в отличие от прочих видов искусства и вообще человеческой деятельности; танец редко оставлял материальные свидетельства своего существования, способные сохраниться на протяжении тысячелетий. Но, безусловно, этот вид самовыражения был знаком человечеству еще до появления древнейших цивилизаций. Танец – одна из самых действенных форм священного ритуала, он сопровождал и предварял все жизненно важные занятия человека – войну, охоту, рождение и смерть и др.

Для современных людей танец является одним из средств самовыражения, а если речь идет о национальном танце, то это одна из главных составляющих идентичности этноса, выражение народного духа.

Сказанное в полной мере относится к национальной хореографии осетин, в жизни которых испокон веков танец занимал особое место. В тогдашнем осетинском обществе считалось немыслимым, если юноша или девушка не умели танцевать. О значении танца в быту предков осетин свидетельствует и эпическое наследие осетинского народа. Достаточно вспомнить Нартские сказания, которые справедливо считают танец концентрированным выражением, квинтэссенцией национального духа. В них воспроизводятся красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками.

Среди прочих танцев народов Кавказа осетинские танцы выделяются пластичностью и грацией. Они ярко показывают наиболее характерные черты ментальности, те качества, которые ценились в обществе. Суровая сдержанность, рыцарское благородство, ловкость и сила мужчин, скромность и величавая грациозность женщин, – все это в полной мере нашло свое отражение в национальной хореографии. Неизгладимое впечатление на современников производил знаменитый двухярусный «Симд Нартов», в котором могли принимать участие до нескольких сот человек.

Не случайно хореографическое искусство по праву стало одним из ярчайших проявлений национального творчества и культуры осетин. Свой неоценимый вклад в это внесли ансамбли и творческие коллективы обеих частей Осетии, созданные в советскую эпоху и объездившие с успешными гастролями не только СССР, но и многие страны мира.

Разумеется, сегодняшнее состояние национальной хореографии трудно назвать ренессансом. Долгие годы специалисты и просто любители били в набат, говоря об упадке национальной хореографии. Главные составляющие этой проблемы крылись в острой нехватке финансирования и падения интереса со стороны молодежи. Но сейчас они, хоть и с осторожным оптимизмом, но все же констатируют определенную динамику в сторону улучшения ситуации.

В частности, как отмечает художественный руководитель госансамбля «Симд» Сергей Шавлохов, интерес к национальной хореографии становится массовым. «Динамика есть, люди, и прежде всего молодежь, хотят учиться национальным танцам. Правда, условий, в которых можно всем этим заниматься, чаще всего нет», – говорит он.

Эту же мысль подтверждает заместитель министра культуры Ростислав Гаглоев. По его словам, во многих селах на базе сельских клубов успешно функционируют кружки национального танца, причем с каждым годом их контингент увеличивается. Растет и число ансамблей в республике, которые также не испытывают проблем с набором юных танцоров.

В то же время, по мнению Сергея Шавлохова, главной проблемой, которая на сегодняшний день тормозит развитие национальной хореографии, ее выход на более высокий профессиональный уровень, является отсутствие хореографического училища. «Основа танца – это, прежде всего, классический танец и остальные дисциплины, без этого хореография развиваться не может. У наших танцоров очень хороший уровень, но опять-таки основа должна быть. Если человек с малых лет не занимается теми дисциплинами, которые должны сделать из него хорошего танцора, то трудно говорить о дальнейшем развитии и повышении профессионализма.

Разговоры о создании хотя бы хореографического курса или отделения идут уже несколько лет. Решение проблемы осложняется еще и тем, что нет помещений для этого», – отмечает худрук ансамбля «Симд».

Впрочем, по словам Ростислава Гаглоева, к которому мы обратились за комментариями по данному поводу, в этом году планируется открытие хореографического отделения на базе Цхинвальского музыкального училища.

Еще одной действенной мерой по дальнейшей популяризации и развитию национальной хореографии, по мнению Сергея Шавлохова, может стать реализация давно озвучиваемой идеи введения в школах уроков национального танца.

Касаясь собственно работы госансамбля «Симд», ее руководитель отметил, что для коллектива ансамбля в новом здании созданы все необходимые условия. Вопрос его некоторой отдаленности от города также не столь существенен, поскольку госансамбль располагает собственным транспортом. Самой серьезной проблемой коллектива на сегодняшний день Сергей Шавлохов считает нехватку костюмов, с этим же связано уменьшение количества концертов ансамбля, на что уже обратили внимание многие жители республики. «Единственная проблема – в костюмах». Танцоры не могут работать семь танцев в одном и том же костюме. А если артисты госансамбля выйдут на сцену в черкеске, не соответствующей тому или иному танцу, это даст всем остальным повод танцевать в чем угодно. Нам обещали в правительстве помочь с решением этой проблемы. Сейчас идет работа над эскизами национальных костюмов. Решив проблему с нехваткой костюмов, мы сможем поставить новые танцы, и прежде всего, легендарную «Аланскую сюиту», хорошо известную старшему поколению», – уверен Сергей Шавлохов.

Подготовка к постановке «Аланской сюиты» уже ведется. В частности, в прошлом году был приглашен режиссер-постановщик по фехтованию из ГИТИСА, чтобы артисты ансамбля смогли отработать на сцене навыки владения различными видами оружия той эпохи.

В том, что коллектив госансамбля выполнит поставленные перед ним задачи, худрук не сомневается. Очередное подтверждение мастерства артистов «Симда» – произошло в ходе недавних успешных гастролей в Никарагуа, где их выступления принимали с восторгом.

«В ансамбле есть такие ребята, которые через короткое время будут лучшими танцорами. У них есть соответствующий настрой, есть дух и характер. Работая в других местах, я мало встречал стольких ребят с такими физическими данными и рвением к работе», – говорит худрук «Симда».

А.ГЕРГАУЛОВА