«На крыльях вдохновения»,или о чем рассказывают зрителю молодые таланты

В Национальном музее Южной Осетии проходит выставка молодых художников

Четверо из них входят в творческую группу «Tskhinval 5», созданную несколько лет назад пятью молодыми талантливыми мастерами кисти. По отдельности каждый из этой пятерки хорошо знаком югоосетинскому зрителю. Другие участники выставки только недавно окончили художественное училище и пробуют свои силы в сфере изобразительного искусства, аккуратно нащупывая близкие для себя жанровые направления. Организаторы выставки, надо признать, подобрали для нее удачное название – «На крыльях вдохновения», что достаточно емко отражает общее впечатление от просмотра представленных экспозиций, составленных из картин Марии Догузовой, Карины Дзигоевой, Георгия Шавлохова, Марии Кокоевой, Натальи Цховребовой, Виктории Гучмазовой и Инала Тотоева. Их разножанровые творения действительно являют собой плод душевных исканий и порывов молодости, получивших преломление сквозь призму индивидуального восприятия и неповторимого авторского почерка молодых художников, которых смело можно назвать завтрашним днем югоосетинской живописи. Они не боятся экспериментировать и пробовать новые формы выражения богатого внутреннего мира, зачастую используя эклектические приемы и инновационные методики, которые несколько нетипичны, если исходить из рамок традиционных направлений изобразительного искусства Южной Осетии.
К примеру, для Марии Догузовой характерен стиль поп-арт. В своих картинах она в основном использует не натуральные цвета, погружая зрителя в неизведанные миры макрокосма. Весьма оригинальны и выразительны портреты людей, что отличает ее от многих цхинвальских мастеров кисти, часто отдающих предпочтение красочным и величественным горным пейзажам Осетии. Художница активно применяет технику рисования сухой кистью, а также использует акрил, графит, масляные краски и другие материалы. На выставке представлено несколько ее картин: «Вдохновение» и «Ностальгия» дают вполне исчерпывающее представление о сегодняшних ее жанровых пристрастиях. Умелое применение ярких красок позволяет художнице создать метафорическое пространство, которое выходит далеко за пределы картины, а легкая примесь гротеска помогает лучше донести до зрителя всю гамму эмоций и фантазии автора. Некая толика небрежности в линиях, характерная для ее стиля, не препятствует мастеру точно передавать выражение лиц в портретных образах и главную мысль, которую она хочет отразить в той или иной конкретной картине.
Карина Дзигоева из многочисленных работ представила на суд зрителя картины, написанные в технике цветная графика, они по своему сюжетному наполнению продолжают традиции Махарбека Туганова, изображавшего суровый мир героев нартов и непреклонные адаты предков современных осетин. Работам молодой художницы присуща неординарная техника, в своем творчестве она часто использует тушь, акварель и изограф. Создавая изящные, но строгие образы, заключенные в сложные композиции, Карина Дзигоева наделяет их внутренней смысловой монументальностью, заставляющей зрителя глубже вникнуть в мир, сконструированный воображением мастера. Вы не увидите здесь размашистости и экспрессивного выражения эмоций, у героев картин, напротив приоритет отдается сдержанности и внутренней собранности. Сразу чувствуются энергетика и настрой автора, погрузившегося в сакральный мир. Каждый штрих, каждая деталь картин Карины Дзигоевой содержат некий набор кодов, прямо перекликающиеся с мировоззренческим наполнением древнего осетинского общества с его неповторимым Нартовским эпосом.
Графике отдает предпочтение и другой художник, чьи работы также выставлены в Национальном музее – Георгий Шавлохов. Многогранный талант позволил ему создать пространство лаконичных и в то же время объемных по своему содержанию образов, выполненных на высочайшем уровне. Для них характерна присущая многим графическим произведениям недосказанность и искусство намёка, дающая зрителю простор для собственной интерпретации. Георгий Шавлохов демонстрирует широчайший диапазон художественных средств, применяемых для выражения чувств и внутреннего «я» художника. Точные линии, словно сплетаясь в изысканные формы, передают неуловимые мгновения, придающими особую глубину и емкость замыслу мастера.
Ценителям югоосетинской живописи хорошо знакомо имя еще одной участницы выставки – Марии Кокоевой, передающей в своих картинах главные ценности осетинского общества – æгъдау, фарн предков, семейные устои. Теплые, мягкие тона, преобладание светлых красок помогают создать атмосферу гармонии, достигаемой через постижение нравственной константы, неразрывно увязываемой с глубоким восприятием домашнего очага и родного края в целом. Ярко выраженный акцент на необходимость возвращения к своим корням словно подталкивает зрителя к осознанию непреходящей актуальности вечных истин и их преобладания над повседневной суетой потребительского мира.
В работах Виктории Гучмазовой мы вновь соприкасаемся с миром графики. Юная художница находится в поисках своей техники и стиля, экспериментируя с помощью различных художественных средств. Ее картины отличает выраженный индивидуализм.
Для Инала Тотоева и Натальи Цховребовой нынешняя выставка дебютная, но, судя по их картинам, они готовы сделать смелую заявку на долгое и успешное путешествие в мире осетинской живописи.
Выставка продлится до 16 ноября

Алла ГЕРГАУЛОВА