Музыка как связь времен и поколений

Май 2013 выдался богатым на торжественно-концертные и другие события, сопровождающиеся хорошей музыкой, высоким качеством исполнения артистов и энтузиазмом покоренного зрителя. На радость публике выступили с отличной программой сразу два ансамбля: Государственный ансамбль песни и танца «Симд» и оркестр народных инструментов под управлением Н.Валиевой «Айзалд». В переполненном зрителями зале Дома Правительства как говорится, даже яблоку негде было упасть. О вкусах не спорят, кого здесь было больше, сказать сложно. Кто-то отдает предпочтение инструментальной музыке, кто-то танцевальной или хоровой. Любителям инструментальной музыки, в лице оркестра народных инструментов «Айзалд», была преподнесена красивая разнообразная программа. На взыскательный вкус меломанов прозвучали композиции осетинских авторов Булата Газданова, Феликса Алборова, Н.Валиевой и др., а также нежно-минорная музыка Арно Бабаджаняна и Александры Пахмутовой. Привычная для уха сольная тема в исполнении аккордеона на сей раз прозвучала в скрипичной аранжировке, но прелести от этого «Либертанго» Пьяцолы не потеряла определенно. Хоть и казалось, что оркестр временами слегка заглушает солирующие инструменты, в этом нет вины исполнителей. 

Все-таки зал торжеств Правительства не располагает к тому, чтобы разгуляться на всю мощь оркестрового исполнения, не теряя при этом маленьких, но нужных нюансов. Об этом не стоит говорить, потому что самое главное оркестр работает, обновляет репертуар, меняется, живет концертной жизнью. И это, безусловно, радует. Пусть не так часто случаются выступления этого заслуживающего внимания коллектива, но там работают люди, любящие музыку и преданно служащие искусству. Их старания в деле популяризации хорошей музыки в качественном исполнении не пройдут даром. Тогда точно вопреки всем неблагополучным прогнозам (дескать, засилье попсы и все такое) провинциальный оркестр вполне сможет вписаться в систему высокого искусства, призванного защищать меломанов от навязчивой халтуры заезжих гастролеров.

Реакция публики на появление Госансабля «Симд» была предсказуема. Каждый раз, наблюдая за тем, как горячо встречают любимый коллектив, убеждаешься в правдивости строк из нартского эпоса о том, как нарты танцевали «Симд», и как страстно предавались песням и танцам. Горячие аплодисменты танцорам становятся бурным проявлением внутреннего танца каждого зрителя, и это в едином ритме сближает публику и артистов. То, что творится на сцене, отражается в зрительном зале. Может поэтому танец с одинаковым темпераментом воспринимается всеми. М.Шавлохов отмечает, что танец как один из основных видов народного творчества, отшлифовывался столетиями и сопутствовал осетинскому народу на всем протяжении его героической истории. Это ярко и наглядно демонстрирует госансамбль вынося на суд зрителя свои программы.

На протяжении почти вековой истории развития и становления осетинского танца как профессионального вида искусства, танцоры самозабвенно прославляли его на народных гуляньях, концертах, фестивалях, перед монаршими особами и великосветской элитой всего мира. Люди, которые трудились на целинной ниве осетинского танца, составили гордость и славу Осетии: М.Шавлохов, В.Хетагуров, З.Бирагов, Г.Габараев, Г. Тедеев, В.Джадтиев и другие. Их имена стали синонимами одаренности, большого трудолюбия и упорства для достижения самых лучших результатов. Поэтому зрители предъявляют любимому коллективу высокие требования.

Как любой живой организм, «Симд» пережил и взлеты, и падения. Этапы благоприятствования искусству перемежались с временами выживания. Объективно или субъективно, но в один из нелегких этапов трудно пришлось хоровой группе ансамбля. Некогда звучный смешанный хор, который профессионально исполнял многосложные произведения фольклора, а также песни осетинских и советских композиторов, со временем ограничился выступлениями мужского хора. Что и говорить, это были не лучшие времена. В старых записях и в памяти современников, как визитная карточка госансамбля осталась великолепно исполненная «Песня моя, Иристон» И.Габараева. В разные годы с хоровым коллективом работали замечательные люди, композиторы, чей вклад в осетинское искусство неоценим – А.Кокойты, Б.Галаев, Д.Хаханов, А.Джабиев, Ф.Алборов, Р.Битиев и др.

Вести творческую, педагогическую и организационную деятельность, нелегкая задача. Проблемы, связанные с работой дирижера-хормейстра, могут возникнуть из любого, на взгляд обывателя, пустяка. Работа на притирку голосов и характеров не всегда благодарная в любом коллективе.

Под руководством Ирины Кулумбеговой мужской хор ансамбля прозвучал так естественно слаженно, что производил волнующие впечатления от желания запеть во весь голос здесь, сразу и со всеми. Отшлифованные фразы строчка за строчкой, точное и тонкое знание материала и сильных сторон хористов, умелая подача композиторской мысли и как итог успешное выступление. Происходило закономерное продвижение к вершинам хорового пения. Ирина Кулумбегова смогла добиться невероятного звучания хора – так он не звучал уже давно. С каждым концертом в этом убеждаешься, не вызывает сомнения способность и талант всего коллектива. Хореограф и хормейстер как заботливые хозяева берегут свое добро, достояние нации Госансамбля «Симд». Успехи очевидны. Здесь и пластичная, дерзкая и разноплановая работа хореографа Шавлохова. Убедительно сочно запел хор под руководством Ирины Кулумбеговой. Кажется, все пришло в равновесие с канонами и традициями народного творчества. Как по мановению волшебной палочки и как в эпосе, в котором сильные люди сильны и телом, духом, в котором музыка, песни и танцы становятся продолжением быта.

Очевидное вероятно. Богатая традициями история развития и становления Госансамбля «Симд» требует бережного отношения. Думается, это особая миссия, особая задача. Любимый ансамбль вновь стал объектом восхищения и гордости народа. Яркий репертуарный букет из песен и танцев созданный воистину талантливыми людьми завоевал сердца жителей республики. Приобрел заслуженную славу в России и далеко за ее пределами. Если захотите в этом убедиться, приходите на концерт, сами все увидите. Лучше один раз увидеть…

Тамара КОТОЛОВА