Летописец Цхинвала

Хсар Гассиев является од-ним из крупнейших художников Кавказа. Он – автор более чем тысячи картин. Весь жизненный опыт художника наложил глубокую и трагическую печать на его творчество и в то же время его работы отражают большую любовь к своей родине – Осетии, к ее людям и природе.

Художник родился в 1929 г. в городе Цхинвал в Южной Осетии, в семье интеллигентов. Отец в разное время был ректором педагогического института в Цхинвале, наркомом просвещения и редактором первой юго-осетинской газеты «Хурзарин», мать директором школы.

Семья Хсара пострадала в годы сталинских репрессий 1937 года. Отец был арестован и расстрелян в 1938 году, а мать приговорена к тюремному заключению как жена «врага народа». В возрасте 8 лет Хсар и его 5-летняя сестра вместе с бабушкой были выброшены на улицу из своего дома. Они жили в съёмном подвале 11 лет, дожидаясь возвращения матери из ссылки и терпя все лишения Великой Отечественной войны. Прозвище «сын врага народа», постоянное чувство голода и драки с обидчиками, как одни из самых страшных воспоминаний детства, наложили отпечаток на творчество художника.

После войны, в 1945 году, Хсар поступил в Цхинвальское художественное училище, где его преподавателем и старшим другом стал Махарбег Туганов.
Окончив училище с отличием, Хсар сдал экзамены в Московский институт прикладного искусства, прошел по баллам, но его не зачислили – как «сына врага народа». На следующий год, в 1951 г., поступил в Тбилисскую Академию художеств. В 1957 году он защитил диплом в мастерской Аполлона Кутателадзе и Василия Шухаева.

В 1956 году семья Хсара Гассиева была реабилитирована, родительский дом вернули.

В 1961 году Хсар Гассиев стал членом Союза художников СССР.

Художник очень много работал, и в 1968 году в Цхинвале состоялась его первая персональная выставка, где выставлялось 60 работ, в том числе серия иллюстраций на тему поэмы «Афхардты Хасана».

Чтобы не оставлять постаревшую мать одну, Хсар с семьей вернулся в 1970 году в Южную Осетию.

Начиная работать в мастерской каждый день в 5 утра, художник создал много картин на тему «Старый Цхинвал» (Ласточка, Старый Цхинвал, Зима в Цхинвале, Еврейский квартал и др.), «За что?» на тему сталинских репрессий, «Осетинский примитив» по мотивам искусства осетинских резчиков по камню (Сико Каркусов, Сосланбек Едзиев). Появляется множество публикаций и телепередач о художнике, где критики называли Хсара летописцем города Цхинвала.

По заказу Юго-Осетинского драматического театра в 1980-х годах художник создал декорации для нескольких пьес.
В 1986 году в Москве в Центральном Доме художника прошла ретроспективная выставка Хсара Гассиева, организованная Министерством культуры СССР, где были выставлены 130 его работ.

Эта выставка прошла с огромным успехом и вызвала большой отклик среди поклонников живописи в СССР. Более 30 картин художника были приобретены государственными музеями СССР, такими как: Государственный музей народов Востока в Москве, Государственный художественный музей им. Савицкого в Нукусе, государственные художественные музеи Томска, Тбилиси, Владикавказа. Поклонники художника появились и за рубежом.

Вследствие вооруженного конфликта в Южной Осетии Цхинвал был частично разрушен в период с 1989-1992 гг. Особенно пострадал старый Еврейский квартал, запечатленный на многих картинах Хсара. Затем серия землетрясений в Южной Осетии стерла с лица земли много сел, в том числе родовое село Гассиевых – Бузала. В этот период Хсар создал большую серию работ на тему трагедии, постигшей его родину: «Беженцы», «Землетрясение в Хахет», «Разоренный дом», «Сороковой день» и др.

Работы Хсара Гассиева экспонировались в Москве, Петербурге, Эдинбурге, Генте, Берлине, Дрездене, Цюрихе, Флоренции, Страсбурге, Инсбруке и др.

В 2000-х годах художник создал более 100 произведений: картины по мотивам поэмы А. Кубалова «Афхардты Хасана», повторяет свою раннюю картину «Айс ай, Аназ ай» (многофигурная композиция, размером 200х300 см.), пишет много сюжетных абстракций, повторяет многие свои старые композиции.

Весь жизненный опыт художника наложил глубокую и трагическую печать на его творчество и в то же время его работы отражают большую любовь к своей родине – Осетии, к ее людям и природе.

Подготовила З.КАБУЛОВА