Королева сцены

Стать, красота, обаяние, харизма, чувство юмора, нескрываемая самоирония. Все то, что обрамляет талант и высочайшее профессиональное мастерство актрисы. Видимо, именно эти качества и заполняют клубок энергетики выдающихся артистов, которым десятилетиями рукоплещут многочисленные поклонники и ценители искусства.
Народная артистка РЮО Эвелина Леонтьевна Гугкаева переживала взлеты и падения, величие осетинской сцены и годы скитания на фоне творческого безвременья. История национального театра переплелась с историей ее жизни, которая началась 11 сентября 1938 года в высокогорном селе Едыс Южной Осетии.
В с. Едыс переехал дед Эвелины Гугкаевой. Кудзаг Дзесты, родной брат матери, к моменту рождения своих племянников был уже известным в Осетии писателем. У родителей Евелины было непреодолимое желание дать своим детям хорошее образование. Все они получили высшее образование, а старший брат Шамиль добился признания в осетинской литературе. Шамиль Гугкаев – известный осетинский поэт, прозаик, драматург.
Отец был главой сельсовета, объединившего несколько сел Урстуальского ущелья. Он общался со многими известными деятелями тех лет, которые нередко преподносили ему в дар книги. Мама тоже понимала значение образования и пыталась приобщить к чтению своих детей. Она брала книги из домашней библиотеки, просматривала, пролистывала их, а потом под воздействием книжных иллюстраций просила прочитать их, чтобы потом пересказать ей содержание. Долгими зимними вечерами Эвелина пересказывала ей прочитанное. Читала запоем и русскую, и зарубежную классику, и советскую литературу.
Школу Эвелина оканчивала уже в Северной Осетии, куда родители отправили ее, чтобы она могла получить среднее образование. У деда тогда еще во Владикавказе был дом, где вечерами вместе со старшими братьями и сестрами собиралась обучающаяся в вузах Северной Осетии молодежь из Цхинвала. Среди них Людвиг Чибиров и выдающийся хирург Николай Дзагоев.
Когда Эвелина Гугкаева окончила школу, отец настоял на том, чтобы она вернулась в Южную Осетию и продолжила обучение здесь. Она должна была окончить медтехникум в Цхинвале, чтобы потом поступить в мединститут.
Эвелина уже поступила в медтехникум, когда в Цхинвал приехали преподаватели МХАТА Георгий Герасимов и Вениамин Радомысленский для повторного набора на курс, который уже был набран несколькими месяцами ранее. Эвелину попросили попробовать свои силы на творческом конкурсе. Поддавшись уговорам, она пришла на прослушивание. И прямо у входа пожалела о своем приходе… Здесь собралась цхинвальская молодежь. В красивых платьях, как говорится, при полном параде. Она же пришла в школьной форме, с белыми бантами и заплетенными косичками.
Попросили прочитать стихотворение. Эвелина рассказала первое пришедшее на ум стихотворение из школьной программы, а когда ее попытались поправить, не смогла скрыть свою обиду. «Не буду я вам больше ничего рассказывать», – гневно бросила мастерам сцены и… сбежала. А на следующее утро узнала, что у нее допуск на второй тур прослушивания.
Уговоры теперь уже родителей заставили вновь предстать перед комиссией. Опять демонстрация самоуверенности, опять замечания и повторное бегство с конкурса… Вопреки всему, Эвелину зачислили. …Уже в процессе учебы в Москве, спустя время, она спросила своего преподавателя о своем «фантастическом» зачислении. Он, улыбаясь, по-доброму объяснил, что при наборе они зачастую отдают предпочтение не только талантам…
Долгое время она чувствовала себя белой вороной на курсе, но училась хорошо. Гуманитарные предметы сдавала на отлично, школьная база сослужила ей хорошую службу. Педагоги были благосклонны, ей всегда доставались яркие роли первого плана. И каждый успех, каждая новая роль подстегивали ее к работе над собой. Это был ежедневный каторжный труд по 18 часов в сутки.
Вернулись в Цхинвал в 1961 году с хорошим багажом знаний и неудержимым желанием творить. Вместе с Эвелиной в театр пришли Исак Гогичев, Маирбег Абаев, Георгий Бекоев, Людмила Галаванова, Алихан Тедеев, Вахтанг Еналдиев, Донара Кумаритова и другие яркие личности. Они стали полноправными членами блестящего театрального коллектива. Привезли из Москвы несколько постановок, в каждой из которых у Эвелины Гугкаевой были главные роли. Амаранта в «Испанском священнике», Уарзет в «Двух свадьбах», лирическая героиня Залина в «Проклятом доме» …
Проблема с режиссерами в театре была и в период его расцвета. И тогда режиссеров часто приглашали из-за пределов для работы с труппой… И приезжали на работу в Южную Осетию с долгосрочными планами. В.Фотиев, Е.Граховская, А.Азаревич – все они работали в театре по 10-15 лет.
Были и другие мастера – Владимир Каиров, Хасан Джуссоев.
Уже в достаточно зрелом возрасте Эвелина и сама увлеклась режиссурой. Поставила шесть спектаклей на сцене театра…. А еще в ее жизни была юриспруденция. Имея за плечами определенный багаж успешных актерских работ, она стала студенткой юридического факультета Северо-Осетинского университета. Но юристом так и не стала.
Роль Эвелины Гугкаевой «Леди Макбет» многие ценители ис-кусства и театральные критики считают одной из лучших воплощений классического персонажа на осетинской сцене во все времена. Именно эта роль принесла ей настоящую славу и звание лауреата международного шекспировского конкурса, где были представлены лучшие театры Болгарии, Чехословакии, Германии и других стран.
У каждого артиста длина, продолжительность профессионального пути своя. И в каждом случае к выбору артиста надо относиться с пониманием.
Звания, любовь и признание зрителей, почитание таланта со стороны профессионалов – всего этого в жизни Эвелины было много. В самом начале грузинской агрессии против Южной Осетии Эвелина Гугкаева в знак протеста отказалась от звания Заслуженной артистки ГССР. Без всякого сожаления. Уже спустя несколько лет она стала Народной артисткой Республики Южная Осетия… Вот это и есть главное признание ее заслуг перед родным театром, перед Родиной…

Подготовлено по материалам книги «Сценайы ус-паддзах»