Народному артисту РЮО Мэлсу Шавлохову исполнилось бы 85 лет
Имя выдающегося хореографа, первого в Южной Осетии дипломированного режиссера-балетмейстера и основателя первой в РЮО профессиональной хореографической школы-студии Мэлса Мухтаровича Шавлохова вписано в историю осетинского народа. Творчество заслуженного артиста ГССР, народного артиста РЮО, лауреата премии им.К.Хетагурова – неотъемлемая часть национальной культуры, на которую много лет ориентировались молодые поколения танцоров и хореографов. Признанному мастеру сцены в этом году исполнилось бы 85 лет, из которых он более 50 лет самозабвенно служил любимому делу.
Выбор будущей профессии хореографа был предопределен с рождения. Его отец – Мухтар Шавлохов, известный осетинский писатель, драматург, заслуженный артист ГССР, мать – заслуженная артистка ГССР Варвара Гаглоева. С детства он наблюдал за деятельностью своих родителей, ждал их за кулисами и не уставая следил оттуда за происходящим на сцене.
Становление творческого облика
Соприкасаясь с ранних лет с национальным искусством и традициями, у Шавлохова появился интерес к культуре и истокам. Полученное с детства воспитание сыграло определяющую роль в его жизни. В девять лет родители отдали его в студию танца при государственном ансамбле «Симд». После окончания школы начал работать хореографом-постановщиком. Мэлс Мухтарович в разные годы руководил хореографическим коллективом Цхинвальского Дома культуры, детским хореографическим ансамблем Дома учителя «Зилгæ». С этими коллективами он выступал не только в Южной Осетии, но и за ее пределами. Его воспитанники имели высокие профессиональные достижения. Но этого для харизматичного молодого хореографа было недостаточно. М.Шавлохов за одарённость и неординарные способности был принят на балетмейстерское отделение Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС) в Москве, где вместе с ним учились также Эдуард Бебиа, Хаджисмел Варзиев. После окончания вуза его направили в г. Оренбург, где работал балетмейстером Русского народного хора. В 1970-м году дипломированный хореограф вернулся в Южную Осетию.
Мэлс Мухтарович начал работать художественным руководителем и главным балетмейстером ансамбля «Симд». Параллельно преподавал спецпредметы на различных факультетах Цхинвальского музучилища, работал балетмейстером в Доме пионеров, где делился секретами профессионального мастерства с подрастающим поколением. М. Шавлохов являлся постановщиком танцев целого ряда спектаклей в театре.
Как всякое явление искусства, творчество М. Шавлохова при всей его открытости, общедоступности в лучшем смысле слова не поддается упрощенному толкованию. Можно назвать много качеств, пронесенных хореографом сквозь десятилетия и составляющих грани его неповторимого творческого облика, уникального самобытного стиля, проявлявшегося во всех начинаниях М. Шавлохова.
Многогранное наследие
Нельзя не отметить и вклад М. Шавлохова в развитие радиовещания, в обогащение культурных программ радиокомитета Южной Осетии. Трудоемкая работа по исследованию творческого наследия выдающегося деятеля культуры Бориса Галати, цикл передач об артистах госдрамтеатра, передачи, посвященные художественной самодеятельности – профессиональный почерк М. Шавлохова был узнаваем.
В 1989 году была открыта первая в Южной Осетии профессиональная хореографическая школа-студия, которую возглавил Мэлс Мухтарович. Он пригласил на работу своих коллег – музыкантов и танцоров, бывших учеников – выпускников школы. Основанная М. Шавлоховым хореографическая школа-студия оказала существенное влияние на эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, внесла огромный вклад в дело обогащения осетинского народного хореографического искусства, в воспитание профессиональных творческих кадров – исполнителей осетинских танцев для хореографических коллективов. Из стен школы-студии вышли десятки дипломированных выпускников, многие из которых в дальнейшем связали свою жизнь с искусством. Пожалуй, этот период стал одним из важнейших этапов в профессиональной деятельности Шавлохова. До последних дней своей жизни он оставался бессменным руководителем школы-студии.
Исследователь танцев
Важным и весомым вкладом М.Шавлохова в осетинское искусство являются его исследовательские работы: книги и брошюры – «Осетинские народные танцы», «Об осетинской хореографии», «Осетинский танец и танцевальный коллектив». Они служат пособием для хореографов и хореографических коллективов.
В книгах рассматриваются вопросы осетинской народной танцевальной культуры, освещаются особенности поэтапного исторического развития, даются сведения о деятелях осетинского хореографического искусства начиная с 20-х годов ХХ столетия – периода ее раннего становления как профессионального вида искусства. Здесь описаны осетинские народные танцы, их композиции и движения. Автор привлек обширный исторический, этнографический и даже археологический материал. Это позволяет лучше понять уникальность и характерную особенность осетинских танцевальных традиций. «Осетинская культура – это не только танец «симд». Она взаимосвязана с историей народа и литературным наследием классиков. Если наши дети не будут знать историю предков, владеть языком и разбираться в литературе, национальной музыке, возродить и продвинуть свою культуру мы не сможем», – рассказывал Мэлс Мухтарович. С учетом этих требований он подходил к составлению своих книг.
Еще один вектор исследовательской работы М. Шавлохова – богатейший материал, собранный о людях, которые внесли весомый вклад в развитие национальной культуры. Отдельными книгами и брошюрами вышли его исследования о жизни и деятельности таких выдающихся деятелей искусств, как Таурбек (Тата) Гаглоев, Федор Харебати, Владимир Хетагуров, Махарбек Туганов, Заурбег Бирагов и др. Книги и исследовательские работы М. Шавлохова представляют огромную ценность и уникальны. Они важны и нужны каждому осетину вне зависимости от рода деятельности.
Мечтой Шавлохова было создание осетинской школы балета. Не успев по объективным причинам до конца реализовать намеченные преобразования в деле совершенствования хореографического искусства, он, несомненно, успел оставить наследие, которое позволяет сегодня развивать искусство хореографии, мастерство исполнителя и компетентность зрителя.
Диана КАБАНОВА