История любви в национальных мотивах

В конце сентября на сцене Югоосетинского госдрамтеатра состоится премьера спектакля «Азау и Таймураз», поставленного по пьесе Нафи Джусойты, которая была написана по мотивам одноименной повести классика осетинской литературы Сека Гадиева.

Эта долгожданная премьера откроет новый, 84 театральный сезон в Юго-Осетинском драматическом театре. Но и до премьеры тем, кто задействован в спектакле, предстоит серьезная работа. Ответственный подход к предстоящему зрительскому экзамену объясняется еще и тем, что «Азау и Таймураз» являются первой постановкой по произведениям осетинской драматургии после долгого перерыва.

По признанию самого режиссера-постановщика Фатимы Качмазовой, это обстоятельство требует от актеров и большего внимания к сценическим деталям спектакля, с целью максимального сближения его с сюжетом пьесы. С этой же целью были организованы предварительные показы спектакля для специалистов в области национального быта и традиций. «В спектакле много сцен, связанных с осетинским бытом ушедшего времени, утраченных национальных традиций и обычаев, осетинского «æгъдау», в конце концов, поэтому компетентное мнение специалистов очень важно для точной передачи этих особенностей, во избежание возможных ошибок», – объясняет Фатима Качмазова.

В спектакле перед глазами зрителя предстает история любви с трагическим концом, своего рода кавказский вариант «Ромео и Джульетты». На пути двух любящих сердец встает стена из человеческих предрассудков, укоренявшихся веками. Попытка их преодоления приносит главным героям пьесы множество испытаний, и в конце концов приводит к трагической гибели. Сека в своих произведениях точно отразил дух своего времени, трудные, порой нечеловеческие условия жизни жителей горных ущелий, сталкивающихся помимо суровой стихии и с притеснениями врагов. И все это в переплетении страстей человеческих судеб. По сути, он же одним из первых осудил пережитки старины, часто становившиеся причиной гибели людей. Своей глубиной поражают драматические образы женщин-осетинок, созданные Сека, их суровый быт, отягощенный стереотипами той эпохи.

В пьесе, написанной Нафи Джусойты в 1955 году, сюжет «Азау и Таймураз» претерпел некоторые изменения. У Сека его герои, разделенные по причине жестоких условностей, не виделись более 20 лет, после последней своей встречи. По возвращении Азау Таймураза уже нет в живых. Она просит проводить ее на его могилу и умирает там.

У Нафи же в пьесе Азау погибает от руки человека, который также любил ее. Совершенно случайно этот человек встречается с влюбленными Азау и Таймуразом у колодца, куда они пришли прощаться. В дикой вспышке ревности он убивает Азау, Таймураз убивает его, а потом лишает жизни и себя.

На предварительный показ спектакля, по сути черновое прочтение, были приглашены заведующий кафедрой истории осетинской литературы ЮОГУ, профессор Гацыр Плиев и писатель, глава парламентского комитета по СМИ, культуре и образованию Юрий Габараев, которые, внимательно проследив за игрой актеров и проанализировав переложение пьесы на сценический язык, высказали свои комментарии.

Удачной постановку пьесы назвал Гацыр Плиев. По его словам, игра актера – основа поведения на сцене, основа стиля, основа самоощущения зрителя в зале. И с этой точки зрения каждая сцена в спектакле передана актерами профессионально. «Честно говоря, я не ожидал, что пьеса будет так удачно поставлена», – сказал Гацыр Плиев.

Слова одобрения прозвучали и из уст Юрия Габараева. «Сам факт того, что наш театр поставил такую сложную пьесу, как «Азау и Таймураз», является большим достижением. По накалу страстей эта пьеса не уступает шекспировским «Ромео и Джульетте», – сказал Юрий Габараев.

Он обратил внимание режиссера на более точное воспроизведение и отображение картины той трудной и драматической эпохи, которая разворачивается в спектакле, деталей осетинских традиций в быту и общении внутри осетинского общества. «Прошлое исчезает бесследно. Настоящее мимолетно. Будущее незримо. И только режиссер в театре в силах вернуть прошлое, остановить настоящее, предугадать будущее. Более того, сплести из этих неощутимых неосязаемых и непрочных нитей – зримую, прочную осязаемую нить спектакля», – заметил Юрий Габараев.

Он заострил внимание и на социальном статусе артиста в современном югоосетинском обществе, когда подчас многие актеры вынуждены подрабатывать на стороне, это естественно отрицательно отражается на их работе. Парламентарий обещать поставить вопрос об увеличении финансирования сферы культуры и, в частности, театра, при обсуждении в Парламенте бюджета на следующий год.

Режиссер и актеры, со своей стороны, были рады положительным отзывам, свидетельствующим о том, что их работа продвигается в нужном направлении. Теперь они намерены учесть советы специалистов, чтобы представить на суд зрителей проработанный до мелочей спектакль.

И. ТЕДЕЕВА