Татаркан Кокойты – один из основоположников осетинского музыкального искусства, создатель первых национальных театральных, хореографических, музыкально-исполнительских коллективов.
Судьба щедро наградила Татаркана Ясоновича. Отпущенных ему талантов хватило бы на несколько жизней. Профессиональный музыкант уживался в нем с драматическим актером, великолепный рассказчик с писателем, исследователь-фольклорист с администратором, а режиссер с дирижером.
Уроженец Южной Осетии Татаркан Кокойты музыкальное образование получил в Тбилисской консерватории, но первые творческие шаги совершил на родине: был руководителем организованного им оркестра народных инструментов, затем — вокально-хореографи-ческой группы в Цхинвале.
Переезд композитора в Северную Осетию был связан с предложением руководства республики создать Государственный ансамбль песни и пляски. Татаркан Кокойты смог в короткий срок собрать одаренных юношей и девушек. Работал в коллективе как хормейстер, хореограф, администратор-руководитель, композитор, дирижер, «заражая» всех своей увлеченностью. В репертуар ансамбля входили песни Т.Кокойты «Гимн партии», «Песня об Исса Плиеве», «Фиагдон», «Тауче», обработки народных песен и танцевальных мелодий «Æфхæрдты Хæсанæ», «Антоны зарæг», «Лабидиго» и другие.
В 1943 году Татаркан Ясонович взялся за организацию симфонического оркестра, позднее — филармонии, первым художественным руководителем которой стал сам. В эти годы композитор написал несколько ярких крупных оркестровых сочинений — Первую симфонию, Скрипичный концерт, Фортепианную фантазию «Азау» (ставших первыми опытами данных жанров в осетинской музыке), симфоническую сюиту «Дружба», симфоническую картину «Вечер в колхозе». Все названные произведения стали популярными благодаря национальной характерности музыкального языка, его мелодичности, полноте и разнообразию эмоциональной палитры.
В неоднократных фольклорных экспедициях по Осетии Кокойты записывал народные мелодии, собирал старинные музыкальные инструменты, среди которых были и очень редкие, почти утерянные.
В 1937 году коллекцию осетинских народных инструментов Татаркан Ясонович сдал в Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки в Москве.
Татаркан Кокойты – автор огромного количества музыкальных сочинений: либретто к опере «Нарт Сослан», музыкальных комедий на собственные либретто «Усгур Дацци», «Ус æмæ лæг» (1927), музыки к десяткам спектаклей и концертов для симфонического оркестра. Заслуженный деятель искусств СОАССР, награжден орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.