Искусство, не заглушенное пушками

В Цхинвале прошла выставка фотографий советских военных фотокорреспондентов

Действия военных фотокорреспондентов в Великой Отечественной можно без натяжки назвать подвигом. Вместе с регулярными частями Красной Армии и партизанскими отрядами они прошли трудные дороги войны и сумели отразить на негативе оборону Москвы, Сталинградскую битву, Курскую дугу, блокаду Ленинграда, поверженный Берлин, встречу союзников на Эльбе, Нюрнбергский процесс и др.

 

Без преувеличения, объективами военных фотокоров была создана и сохранена впечатляющая своей грандиозностью фотоэпопея Великой Отечественной войны, дошедшая до наших дней.
На их снимках запечатлены эпизоды боёв, солдатские будни и редкие минуты отдыха в перерывах между боями, горечь поражений и ликование победителей. Особое впечатление производят наиболее эмоциональные кадры, где запечатлены жители освобождённых городов, подписание Акта о капитуляции, Знамя Победы над Рейхстагом, празднование завершения войны, исторический парад Победы на Красной площади. Ну и, разумеется, никто не останется равнодушным при виде кадров освобожденных узников немецких концлагерей, изможденные лица детей и взрослых, переживших ужасы творцов нового миропорядка, «высшей расы», у которых и сейчас находится немало подражателей.
Среди фотографий, представленных на выставке, работы известного советского фотокора Евгения Халдея, в частности, «Знамя Победы над Рейхстагом», где показана ключевая сцена финальной части войны, знаменующая долгожданную победу советского солдата над врагом.
Жители Южной Осетии ознакомились и с работами советского фотомастера Дмитрия Бальтерманца, прошедшего всю войну, современники по праву называли его «первым объективом страны». Наиболее запоминающаяся из представленных здесь фотографий показывает парад на Красной площади 7 ноября 1941, когда немецкие войска находились в считанных километрах от столицы СССР, рассчитывая на скорую победу. Колонны советских войск, прошагав торжественным маршем по Красной площади, уходили прямо на передовую…
Значительное место в фотовыставке занимают фотографии одного из крупнейших фотомастеров той эпохи Макса Альперта. Пожалуй, самой его запоминающейся фотографией является «В атаку», с детства ассоциирующаяся у большинства советских поколений с образом солдат и офицеров Красной Армии, поднимающихся в атаку, невзирая на смертельный риск.
На снимке запечатлена во весь рост энергичная, напряженная фигура молодого командира, выросшая на фоне неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке солдаты. Она демонстрирует готовность человека не только встать на грань между жизнью и смертью, но и повести других за собой в атаку. Если учесть обстановку, в которой сделан снимок, то становится ясно, какое мастерство и мужество требовалось от фотографа, чтобы превратить мимолетный эпизод боя в символ героизма и силы духа красноармейцев.
Еще один шедевр Макса Альперта – его знаменитый снимок «По дорогам войны», где изображены колонны бредущих по зимней разбитой дороге беженцев, впереди выделяется женщина с двумя детьми, их фигуры теряются в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. Фотограф мастерски передал ощущение человеческого горя.
В числе фотографий, производящих наиболее сильное эмоциональное впечатление, и работы другого известного фотокора Галины Санько. В годы ВОВ она была фотокорреспондентом журнала «Фронтовая иллюстрация». Снимала бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, дважды была тяжело ранена.
Ее фотография, представленная на фотовыставке – «Узники фашизма», стала одной из самых впечатляющих символов войны. На ней подростки и совсем маленькие дети смотрят сквозь колючую проволоку концлагеря. Этот концентрационный лагерь был расположен рядом с Петрозаводском, туда свозили детей из Карелии, Ленинградской области и других мест. Галине Санько удалось попасть в концлагерь сразу после освобождения города, когда детей еще не успели вывезти в тыл.
Позже эти снимки стали одним из фотосимволов войны и в числе других представлены на Нюрнбергском процессе как документальное свидетельство преступлений фашизма.
Внимание зрителей привлекают и фотографии еще одного советского фотокора Ивана Шагина. Война для него началась репортажем с митинга, где стоящие группой рабочие слушают выступление Молотова по радио, сообщающего о нападении гитлеровской Германии. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день был опубликован на первой странице «Комсомолки», а сам Шагин переквалифицировался в военного фотокорреспондента. Фотографии Шагина военных лет известны многим еще со школьной скамьи, это и раненный комиссар, с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи советских войск с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. Почти все эти снимки находятся в числе экспонатов фотовыставки.
На выставке можно было увидеть и работы многих других советских военных фотокорреспондентов – А. Морозова, Б. Ярославцева, А. Халипа и др. На их снимках известные советские снайперы-жен-щины, летчицы, медсестры, под обстрелом спасающие раненых на поле боя. А еще колонны пленных в Сталинграде и Берлине. Одним словом, выставка получилась эмоционально насыщенной и продуманной с точки зрения фактологии, показав зрителям с разных сторон фотоисторию Великой Отечественной.

И. ТЕДЕЕВА