Андрей Баззаев-Скиф – выдающийся живописец и график, художник-мыслитель, хранитель традиций осетинской культуры. Он яркий представитель петербургской художественной школы, без которого невозможно представить палитру города. За его работами стоят годы размышлений, которые он переводит на язык красок и линий.
Будучи в первую очередь художником, он не ограничивается изобразительным искусством, продолжая размышлять и творить в стихах и рассказах. С годами особая мудрость просматривается в его творчестве все отчетливее.
Миссией художника стала творческая интерпретация Нартского эпоса, важнейшего для осетин источника знаний и представлений об истоках, о системе ценностей. Неслучайно имя Сауасса, первого нарта, появляется в названии юбилейной выставки художника, как неслучайна и приставка «Скиф», с юности появившаяся в его фамилии. Постоянный диалог с культурным наследием, творческое взаимодействие с сюжетами и образами, проникновение в суть нартских преданий и преображение этой сути в композицию, линию и цвет – все это – экзистенция творчества художника. Сауасса появился в доисторические времена, когда земля была горячей, и созвучно с этими временами, краски в картинах художника насыщенные и яркие. При этом, все работы мастера очень точно композиционно выверены, а цвет, зачастую, становится главным композиционно-смысловым элементом.
В Нартском эпосе мастер находит главные образы. Образ мужчины-воина, сильного, смелого и при этом мудрого, готового защитить свою семью, Родину и истинные жизненные ценности. Многогранный образ женщины, в которой есть красота и эротизм, материнское начало и особые знания о миропорядке.
В трактовке Андрея Баззаева-Скифа Нартский эпос — это не просто сказки или же исторические предания, это постоянный диалог человека с самим собой.
Здесь есть ответы на все вопросы. Все в мире повторяется и события современности созвучны битвам нартов, хотя и происходят в другом культурном контексте. Человеческая история циклична, но природа человека мало изменилась за прошедшие века.
Работы, построенные на сюжетах Нартского эпоса, часто наполнены болью переживаний, болью, которую испытывает наш современник.
Много работ посвятил он Великой Отечественной войне, унесшей жизни многих мужчин его фамилии. Отдельная страшная боль – это трагедия Беслана. Художнику удается создавать образы пронзительные в своей трагедийности. Примером тому может служить работа, посвящённая войне в Южной Осетии, где вся боль заключена в черной слезинке.
Тема женщины, понимания ее роли в мире, познания и любви к ней, не менее значима для художника. Он обращается к образам Дзерассы и, конечно же, Шатаны. Женщина как источник красоты и наслаждения и, одновременно, обладающая магическими знаниями.
Бабушке, которая воспитала и вырастила Андрея, он посвятил целый ряд работ. Женщина трагической судьбы, с сильным характером, позволившим ей выстоять. Она любила и ценила жизнь, смотрит на нас проникновенно с портретов, написанных любящим внуком. Художнику удалось воплотить в силу женского страданья, утрат, которые не ожесточили душу, а позволили больше ценить и любить жизнь.
Художник воспевает красоту женщины, материнское начало и её преданность. Кроме того, в портретах музы и жены художника – Ульяны, как и в портретах самого Скифа, среди которых во множестве представлен излюбленный художником жанр двойного портрета, отражается время, точнее, переживание времени во всем его многообразии.
Картины художника наполнены музыкой цвета и света. Это и звучные аккорды его ярких красок, и лирические пастельные тона любовных переживаний. Да и сама по себе музыка – важная тема в творчестве мастера. Мелодия, которая звучит в красках, музыканты и певцы. Художник рассказывает, что когда он пишет деятелей осетинской культуры, он включает героические народные песни, чтобы его краски пропитались мощью звуков. У каждого художника есть свой голос, своя мелодия живописи. Без музыки, как говорит Скиф, мир не может существовать. С темой музыки перекликаются танцы. Из танцев, написанных мастером, можно было бы сделать целую экспозицию. Сослан, танцующий на чаше Уацамонга, осетинские танцы, в первую очередь, Симд. Танец как разговор о любви, о жизни, о храбрости и ловкости.
Творчество художника обращено к высшему началу мироздания. И его автопортреты – это портреты человека перед Богом, и это не просто красивая фраза, это состояние души художника. «Я увидел Уастырджи», название одной из знаковых картин художника, может стать эпиграфом к мировоззрению художника.
Андрей Баззаев-Скиф привнес в современное искусство осетинский дух. Его нельзя воспринимать сугубо национально. Любовь и трагедия, поэзия и музыка, эпос и современность, все это есть в его работах.
Елена ГРИГОРЬЯНЦ, кандидат философских наук, доцент, член АИС, директор галереи авангарда Док Арт