Фильм без культовых актеров забрал большинство статуэток мировой кинопремии

В мире множество всевозможных кинонаград, но ни одна из них не пользуется такой известностью и статусом, как «Оскар». В этом году на лучший фильм номинировали 9 картин. Победителем стал фильм Гильермо Дель Торо «Форма воды». Бюджет картины составил 19,5 млн долларов, кассовые сборы составили 195 243 464 доллара. Фильм сняли кинокомпании Fox pictures, Bull Productions, Double Dare You и TSG Entertainment.

Фильм «Форма воды» получил «Оскар» без участия мировых звезд, и это стало самой большой неожиданностью в кинематографе за этот год. В картине практически нет культовых актеров, кроме известного по многим фильмам Ричарда Дженкинса, известного по фильмам «Костяной томагавк» и «Посетитель». За главную роль в картине «Посетитель» Дженкинс получил номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».
Тем не менее, фильм «Форма воды» получил восторженные оценки зрителей и экспертов кинопремии «Оскар», вручивших картине сразу 4 статуэтки «Оскар» высшей пробы. Фильм получил также приз «Золотой лев» и приз за лучший саундтрек 74-го Венецианского кинофестиваля, две премии «Золотой глобус» за лучшую режиссерскую работу (Гильермо дель Торо) и за лучшую музыку к фильму (Александр Деспла). Кроме того, лента получила еще 5 номинаций: лучший фильм-драма, лучший сценарий, лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана.
Говоря об «Оскаре», отметим: чаще всего на него бывают номинированы фильмы жанров – драма, мелодрама, психологические триллеры и т.д. Фильм «Форма воды» относится к жанру фантастики и ужасов, т.е. к жанрам, в которых Гильермо Дель Торо чувствует себя как рыба в воде. Фильмы мексиканского режиссера преимущественно сняты в жанрах фэнтэзи, ужасов и триллеров.
Так почему именно этот фильм получил «Оскара»? Послевоенные годы в США, самый разгар гонки вооружений. Учеными поймано человекообразное существо, дышащее через жабры. В лаборатории возникает дилемма: одни хотят убить чудовище, другие изучить его на благо человечества. В этой лаборатории работает уборщицей немая девушка Элайза. Она предстает пред нами как эталон невинности и искренности. Загадочное существо пугает сотрудников лаборатории, но только не ее. Она находит в нем что-то родное, что-то тянет ее к нему. Сама того не замечая, она влюбляется в чудовище. Да, на первый взгляд это может показаться аморальным, но только представьте, она никогда не была частью общества, не могла открыть человеку свои чувства, и ей казалось, что только он, этот большой чешуйчатый монстр, может понять ее. Он такой же, как она, асоциальный, не умеющий говорить, но полный чувств человек. Да, человек, потому что лишь он может чувствовать настоящую, чистую любовь. Если вы посмотрите фильм, вы наверняка заметите, как человек-амфибия обнимает Элайзу. Будучи грубым и страшным, чешуйчатым созданием, он обнимает ее с невообразимой нежностью, как будто боясь навредить.
Фильм преимущественно вызвал одобрение мировой киноиндустрии и получил высокие оценки от кинокритиков и рецензентов. На агрегаторе Metacritic лента имеет 86 баллов из 100, на Rotten Tomatoes – 92 % положительных мнений, а вот что пишут в журнале «Variety», который является первым в мире периодическим изданием о киностудии: «Возможно, величайшее из многих сюрпризов. Это невероятно романтично, чему способствует всепобеждающая вера во все живое».
Но не обошлось без ложки дегтя. В российской прессе фильм встретили менее восторженно: на агрегаторе «Критиканство» фильм имеет оценку 7/10 на основе 37 рецензий. В изданиях «Российская газета» и «Лента.ру» – многочисленные отрицательные отзывы. Мало того, режиссера обвинили в плагиате. Дэвид Зиндел, сын американского писателя Пола Зиндела, обвинил киностудию Fox Searchlight Pictures в плагиате, заявив, что фильм практически целиком повторяет сюжет пьесы «Let me hear you whisper» («Позволь мне услышать твой шёпот»), написанной Полом Зинделом в 1969 г. Федеральный судья США Перси Андерсон посчитал, что пьеса и фильм существенно отличаются друг от друга, а их сходства слишком общие, чтобы говорить о сознательном копировании. Иск был отклонен.
Трудно спорить, что Гильермо Дель Торо является одним из самых изобретательных сказочников мирового кинематографа. Каждая новая картина – невероятный мир, продуманный до мелочей. «Форма воды» – фильм-триум-фатор Венецианского кинофестиваля и последней церемонии «Золотой глобус». Надо отметить, что он самый простой в фильмографии Дель Торо. Многие критики называют сюжет наивным и скучным. Злодеи поймали невинное существо, но нашлась женщина, которая спасла монстра и даже стала жить с ним. Сюжет, как и говорят критики, наивен и растянут.
Так почему же этот фильм вызвал переполох в кинематографии, может, из-за истории его создания? Дель Торо потратил более 100 тысяч долларов из собственных сбережений и создал вселенную, в которой происходила романтическая история. Два года он работал над внешним видом и дизайном картины. Режиссёр сравнивает себя с начальником зоопарка, который пытается создать для существа привычную среду обитания. Фильм и есть эта среда. Большое внимание режиссер уделил цветам картины, тут много оттенков зеленого и голубого, что создает ощущение влаги и сырости. Фильм будто взяли и окунули в воду, промочив его насквозь. Есть и красные цвета, символизирующие любовь. Столько чувств, столько красок, но по праву ли фильм получил «Оскар», ведь остальные номинанты на него были не менее достойными. Если рассуждать, отбросив прочь всю романтику, то можно предположить, что вся картина – одна сплошная метафора. Согласитесь, любовь между девушкой и амфибией выглядит не совсем прилично. Скорее всего, режиссер хотел сказать нам, что мы вольны любить того, кого хотим. Вот тут все встает на свои места. Учитывая то, что сейчас ведется активная противоестественная борьба за права сексуальных меньшинств, которые во многих государствах получают нездоровую поддержку, сложно представить, что этот фильм не получил бы «Оскар».
Все оказалось намного банальнее, чем хотелось бы, но ответы на все интересующие вопросы, можно получить, лишь посмотрев фильм.

Анна ТЕДЕЕВА