Есть ли общее между ирландскими и осетинскими танцами?

Немного истории

Зарождение и развитие танцев народов мира имеет глубокие корни, которые, как правило, уходят в седую старину. Об этом свидетельствуют самые разные источники, в том числе литературные, археологические и иные исторические данные. Сегодня речь зайдет об ирландских танцах, которые мало кого могут оставить равнодушными.

Ирландия славится богатой танцевальной культурой. Широко известны эффектные ирландские шоу «Riverdance» и «Lord of the Dence». Сами ирландцы считают, что лучшие танцы – это ирландские, символизирующие сильный дух и непреклонную волю ирландцев. Мировой интерес к ирландским танцам в 1994 году вызвали Джин Батлер и Майкл Флетли. Они создали поразительную танцевальную интерпретацию ирландского народного танца, удивительная пластика и артистичность которого по всему миру сопровождается восторженными аплодисментами. Самые ранние сведения об ирландских танцах относятся примерно к 5 веку до нашей эры. Это были времена постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый народ привносил свою технику танца, виды танца, а также свою музыку. Существует доказательство того, что живущие в ту пору на территории Ирландии друиды практиковали круговые танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу.

Позже, когда кельты заполнили ирландские земли, они, привнесли свои формы и элементы в танцевальное искусство Ирландии.

Оправданы ли аналогии?

От века к веку ирландские танцы выходили из подполья. Народная-ирландская музыка все чаще звучала в замках и на аристократических приемах. В XVIII веке начали появляться учителя танцев, что положило начало современной танцевальной школе. На ярмарках устраивались открытые конкурсы, на которых соревнования устраивались до тех пор, пока один из танцоров не падал от усталости.

Узнавая все больше про культуру ирландских танцев невольно напрашивались аналогии. Приблизительно об этом писал в воспоминаниях известный осетинский танцор, один из лучших исполнителей осетинских танцев Владимир Хетагуров. Он описывал как в родном селе Цунар до изнеможения танцевали на звание лучшего танцора его земляки, молодые горячие ребята, глубоко влюбленные в осетинскую музыку и хореографию. Или же, к примеру, танец примирения, когда между враждующими вставала женщина с платком, примиряя тем самым обе стороны.

Не давал покоя также круговой танец, который ирландцы исполняли в старину в честь Солнца. Так и мы танцуем «Цоппай», чтобы воздать почести поражённому молнией человеку, который по народному поверью считался отмеченным среди других.

Прослеживается отношение к окружающей действительности у осетин, как и у ирландцев. Ведь не секрет, что танец с древнейших времен имеет религиозные, обрядовые корни, пусть и языческие.

Ирландия, как и Ирыстон, имеет ясно и отлично звучащее, ласкающее слух и зрение – корень Ир. Желание найти что-то безусловно интересное, лежащее на поверхности, оказалось вне поля зрения исследователей. Но итог таков. «Что касается хореографии, между Ирландией и Ирыстоном нет ничего общего. Возможно, есть некоторые общие выстукивания, но не более. К общему, что нас связывает в хореографии, можно отнести только темперамент», – отметил Ацамаз Тедеты, хореограф-балетмейстер.

«Для того, чтобы ответить на вопрос, есть общее или нет между осетинским и ирландским танцем, нужно провести серьезное исследование. Известно, что в основе ирландского танца лежит ирландский степ. Для него характерны выстукивания, но для точного ответа следует поработать, поднять архивы и т. д.», – считает хореограф, заслуженный артист КБР, Карачаево-Черкессии и Южной Осетии Сослан Санакоев.

И действительно, факты говорят сами за себя. Ирландские танцы – это богатейший сплав музыки и хореографии народов Европы, который ирландцы аккуратно и бережно сохранили. В основе ирландских танцев есть степ, полька, ирландская джига, французская кадриль и т.д. и т.п. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно хранится в Ирландии.

В 1929 году была основана комиссия ирландских танцев для установления единых правил исполнения, проведения конкурсов, соревнований и судейства. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене.

Теперь во всем мире есть множество школ ирландского танца, которые исполняют эти танцы в разных стилях и направлениях, но главным остается пластика и высочайшее мастерство исполнения.

Тамара КОТОЛОВА