Джеоргуыба: главный осетинский праздник

Каждую осень в Осетии в течение недели отмечают Джеоргуыба. Начинается Джеоргуыба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не случайно отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Появилась возможность спокойно распоряжаться плодами годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.

Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый – праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуыба. Уастырджи нередко отождествляют его со святым Георгием.
«Уастырджи не является исторической личностью, — пишет профессор Людвиг Чибиров. – Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них».
Нередко праздничные дни Джеоргуыба осетины по традиции справляют свадьбы. Многие молодые пары стремятся пожениться именно в Джеоргуыба, так как считается, что браки, заключенные в этот праздник, более крепкие. Празднование Джеоргуыба начинается с жертвоприношения. В воскресенье мужчины приносят в жертву быка или барана. В народе этот день так и называется – «день закалывания быка». Обычай сохранился до наших дней. Жертвенных животных чаще забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра, которые принято подавать на стол.
Пока мужчины варят мясо, женщины приступают к приготовлению традиционных трех пирогов.
Пироги в Осетии – это не просто еда, они имеют сакральный смысл. Недаром в древности процесс замешивания теста проходил в молчании, обязательно с чистыми помыслами. Кроме того, женщина непременно повязывала на голову платок. Многие и сегодня не позволяют себе печь пироги с непокрытой головой. У национальных пирогов несколько начинок, но на Джеоргуыба в каждом доме готовят пироги только с сыром – по-осетински они называются «уалибах».
Кроме известных далеко за пределами Осетии круглых в эти дни на столе бывают и три треугольных пирога, тоже с сыром, – артазыхон. Их подают так, чтобы получилась девятиконечная звезда. Это символ трех уровней мира.
Хозяйки варят к празднику осетинское пиво. В составе напитка – пшеница, ячмень, хмель и вода. Слабоалкогольный продукт получается сладковатым и подается холодным.
В понедельник Уастырджийы æхсæв (ночь мужчин) празднуют у себя дома. Собираются члены семьи, старший произносит молитвы, просит у Уастырджи ниспослать им мира, благополучия и здоровья.
«Празднуя Джеоргуыба, осетины редко ограничивались лишь застольем. В дореволюционное время это был общесельский веселый праздник. У ближайшего к селу святилища Уастырджи люди устраивали «посиделки». И они были не простые, а сопровождались различными играми и скачками. Например, в селе Дзивгис, где находится комплекс, посвященный Уастырджи, в праздновании Джеоргуыба принимали участие до четырехсот человек, а в конских состязаниях – до трехсот всадников», – пишет Людвиг Чибиров.
А уже со вторника до следующего воскресенья каждый осетин отмечал Джеоргуыба в семейном кругу, вознося молитвы вместе с близкими и соседями.
Через неделю с праздником прощались.
«Согласно поверьям, Уастырджи прилетал к нам с небес и приносил с собой очень много благ. Кто о чем молился, то и получал. И в течение недели он находился с осетинским народом. А ровно через неделю, в воскресенье, его провожали обратно. Этот день так и называется – День провожания Уастырджи. Более состоятельные люди вновь пекли три пирога и накрывали соответствующий стол, за которым, к слову, собираются только мужчины», – объясняет историк.
Важной особенностью Джеоргуыба является то, что его празднование не ограничивается границами Осетии. Если осетин выехал за пределы родной республики, то где бы его ни застали дни Уастырджи, он обязательно должен был праздновать.
«Сохранились исторические факты, свидетельствующие о том, как осетины – участники Первой мировой войны – оказались в Австро-Венгрии в конце ноября. Чтобы отпраздновать священные дни, они обустроили небольшой холм под святилище Уастырджи и, находясь на фронте, отмечали свой национальный праздник», – говорит историк.
Подготовила К. Багаева