Чудо случится, только надо очень верить

Новый год это волшебство. Верят взрослые и дети. Чудеса случаются на свете. Мечты о будущем, сокровенные желания, надежды на их исполнение и многое другое связываем мы с волшебными часами Нового года. Есть ли в этом накопленный опыт прошлого или извечное желание перемен, трудно сказать. Ясно одно, мы ждем, готовимся, верим, что после волшебного 31 декабря обязательно все станет лучше. Запоем читаются предсказания, гороскопы, приметы. Чудо случится, только надо очень верить.

Новогодние праздники принято встречать с песнями, танцами, хороводами, у всех всегда по-разному. Одно бывает неизменно – новогодние тосты. Сколько вложено в них мудрости, опыта, радости. Обратите внимание, как светлеют лица стариков, когда произносятся новогодние тосты, руки в мозолях, обветренные лица, сеточка морщин, тяжесть в ногах, а глаза светятся как у детей. Как же без этого? Ведь новогодние песни, обряды были тесно связаны с хлопотами и трудами всего года. Люди задолго до праздника готовились к нему. Как правило, основное содержание новогодних тостов направлено на благополучие и процветание:

«О, хуыцау, нæ сыгъдæг зæдтæ!

О быдыры, хохы дзуæрттæ!

Мах куывд сымахæн барст фæуæд!»

Так писал великий Коста еще 100 лет назад в стихотворениях, посвященных Новому году. Известно, что одно из его первых произведений – «Новый год» (Ног бон) было написано под непосредственным влиянием осетинских народных песен и обрядов, посвященных Новому году. Вслушайтесь в ритм и мелодию стиха:

«Хæдзаронтæ, хадзаронтæ!

Фæцæуынц уæм дардбæлцонтæ

Æддæмæ ма сæм ракæсут!

Уæ мæсыгмæ сæ бакæнут

Хæдзаронтæ, хадзаронтæ!

Фæцæуынц уæм нæуæг бонтæ

Уæ алаз дæр хорзæй уынат!

Уæ фидæнмæ фæрныгдæр уæт!..»

Много вложено в эти короткие строки. Традиции гостеприимства, уважение к гостям, добрые пожелания хозяевам и неиссякаемая вера в то, что Новый год будет щедрым, богатым и добрым. Не случайно Св. Николай, приходящий в Новый год под разными образами и именами (Санта Клаус) у осетин считался «сеяльщиком».

Встречу Нового года у осетин описала доктор исторических наук, профессор Зинаида Гаглоева: «Приготовление к встрече Нового года, как правило, начинали задолго до праздника. Еще осенью при сборе нового урожая каждая семья откладывала определенную часть зерна, предназначавшегося на выпечку новогодних ритуальных хлебов, приготовление пива и водки. Осенью выделялось жертвенное животное, за которым следил сам глава семьи. Накануне Нового года в каждой семье шли большие приготовления к празднику».

Запах пирогов, когда бабушка одаривает нас всех фигурками из теста (басылтæ) и припрятанными по случаю другими вкусностям, многим из нас таким помнится Новый год! Бабушка – вот настоящий Дед Мороз… Эти впечатления держатся в памяти ярким событием. Это потом мандарины, оливье и т.д., навеянные современным влиянием цивилизации. Мир меняется. Не меняется только волшебство Нового года и связанной с ним веры в лучшую счастливую жизнь.

«Он к вам с дарами шествует,

Ловцу – оленя стройного,

Супруге – сына воина.

А мне от пира вашего

Одну бы руку басыла!

Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ!

К вам Новый год недаром-то…

Он дни ведет нежданные.

Дары несет желанные».

     Коста «Новогодняя песня»

Тамара КОТОЛОВА