Ансамбль «Амонд» и «культурный бренд»

Современный мир предлагает достаточно разнообразный инструментарий для продвижения интересов государства. Зачастую степень «узнаваемости» того или иного народа и страны в мировом информационном пространстве не связан напрямую с количеством ядерных боеголовок, танков и численностью вооруженных сил. Есть другого рода критерии, способные не в меньшей степени производить впечатление на широкие круги общественности разных стран. За примерами ходить далеко не надо. При слове, скажем, «Ирландия» многим чаще всего на ум приходит ирландские танцы, танцевальное шоу «Риверданс», джига и др. Шотландия сразу же навевает воспоминания о волынке и шотландском виски. Список можно продолжать до бесконечности. Привлекательный образ той или иной страны в нашем восприятии чаще всего формируется именно такими культурными брендами.

К сожалению, в Южной Осетии за прошедшие 20 с лишним лет независимости не овладели методами брендинга или брендирования. Причем это касается всех сфер жизнедеятельности республики, хотя в этой статье мы затрагиваем лишь культурную составляющую национального брендинга.

Между тем, создание национальных, в том числе культурных брендов – это не дань модным тенденциям. В современном мире умелое использование брендов ни много, ни мало способствует росту внутреннего валового продукта.

Не случайно американский исследователь Джозеф Най в конце 1980-х годов назвал умение эксплуатировать привлекательный образ страны и использовать инструменты, которые создают такой образ «мягкой мощью». Одним из ресурсов «мягкой мощи» является как раз умелое использование имиджевых технологий – правильный выбор адресатов и механизмов, которые помогут сформировать у них желаемый образ страны.

Понятие «культурный бренд», как явление, отражающее культурную, социальную, национальную идентичность, наиболее соответствует современной экономической системе, включая в себя историко-культурные объекты и события, памятники культуры, культурные явления, инфраструктура, музеи, библиотеки, и т.д.

К примеру, к числу российских культурных брендов можно отнести русскую классическую литературу, поэзию и балет, театр и др.

В случае с Южной Осетией подобные вопросы далеки от разработки, хотя к числу национальных культурных брендов можно, без сомнения, отнести осетинские национальные танцы. Как показывает практика, даже без серьезных вложений в их развитие и популяризацию югоосетинские хореографические коллективы с успехом выступают за пределами Южной Осетии. Так, недавно народный ансамбль «Амонд» при отделе культуры администрации Цхинвальского района Южной Осетии принял участие в IX фестивале-конкурсе по хореографии «Терпсихора России», который проходил в городе Ессентуки (Россия). Организаторами фестиваля-конкурса по хореографии «Терпсихора России» являются администрация и управление культуры г. Ессентуки, МБУК «Городской дом культуры» и независимая творческая ассоциация «Призвание» г. Москвы. Целями и задачи фестиваля являются выявление и поддержка талантливых хореографических коллективов и исполнителей, формирование базы данных для участия в международных фестивалях и конкурсах, укрепление творческих связей и обмен опытом между хореографическими коллективами.

Как нам сообщила работник Министерства культуры Фатима Алборова, которая сопровождала коллектив в поездке для участия в конкурсе «Амонд», ансамбль подготовил три танца: «Симд», «Хаххон кафт» и «Хонга». В результате югоосетинский ансамбль стал победителем в номинации «Народный танец».

По словам Ф.Алборовой, «Амонд» был награжден дипломом первой степени за победу в номинации «Народный танец», в котором принимали участие 11 коллективов старшей возрастной группы из различных регионов Российской Федерации. «Наши конкуренты были хорошо подготовлены, но члены жюри, в состав которого входили известные деятели культуры – артисты, хореографы из России и других стран, присудили победу нашему коллективу, который блестяще исполнил осетинский народный танец «Симд». Кроме того, танцоры нашего ансамбля Александр Абаев, Гамлет Кокоев и Алан Алборов были признаны лучшими танцорами фестиваля и награждены специальными призами», – сообщила работник Минкульта.

Кроме того, художественный руководитель ансамбля «Амонд» Родион Козаев по итогам конкурса был признан победителем в номинации «Лучший балетмейстер» и удостоен специального приза.

Содействие в организации поездки «Амонд» на фестиваль оказало Министерство культуры Южной Осетии.

Ансамбль имеет давнюю и интересную историю. Он был создан в 1983 году под руководством Феликса Кочиева. С тех пор ансамбль «Амонд» принимает участие во всех культурных мероприятиях республики, а зачастую и за ее пределами.

В свое время «Амонд» стал лауреатом Второго Всесоюзного смотра художественного народного творчества, лауреатом Советско-индийского фестиваля в 1987 году, неоднократным победителем республиканских фестивалей. В начале 90-х ансамбль совершил успешные гастроли в Испанию. А в 2007 году ансамбль «Амонд» стал лауреатом фестиваля «Мир Кавказу» в Чеченской Республике.

Сегодня «Амонд» принимает участие практически во всех концертах государственного уровня. В репертуаре ансамбля – осетинский массовый танец «Симд», осетинский плавный танец-приглашение «Хонга», шуточный «Тауче», лирический «Девичий», танец-джигитовка «Горский», а также танцы других народов: «Абхазский», «Кабардинский», «Азербайджанский» и другие.

Артистам ансамбля в полной мере удается передавать красоту осетинских обычаев, их утонченность и одновременно величественность, искрометную энергию джигитов и грациозность девичьих танцев.

Визитной карточкой республики являются также другие хореографические коллективы Южной Осетии. Их деятельность при более внимательном отношении не только со стороны государства, но и частных спонсоров и меценатов станет основным инструментом продвижения одного из главных культурных брендов РЮО, способствуя формированию позитивного образа республики в глазах общественности других стран.

Алла ГЕРГАУЛОВА