“А что бы сделали вы?”

В прокат вышел фильм о судьбе Калоева

Легко обсуждать фильмы в жанре фэнтези, комедии и боевиков, но намного сложнее говорить о драме, особенно когда она основана на реальных событиях и связана с трагической историей нашего земляка Виталия Калоева.

Недавно в прокат вышла картина «Непрощённый» – российский драматический фильм режиссёра Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Роль главного героя Виталия Калоева сыграл Дмитрий Нагиев. Премьера фильма в России состоялась 27 сентября. Бюджет фильма составил 1 млн 500 тыс долларов, а сборы почти 2,5 млн. Авторы сценария – Алексей Гравицкий, Сергей Волков и Мэттью Джейкобс, который известен как сценарист «Кровавой леди Батори» и «Франкенштейна».
«Непрощенный» получил средние оценки кинокритиков. На сайте «Megacritic» у него 5,5 баллов из 10 по данным 15 рецензий, сделанных на основе фильма. Картина получила приз «За лучшую мужскую роль» (Дмитрий Нагиев), приз прессы и приз зрительских симпатий.
В июле 2002 года из-за ошибки диспетчера над Боденским озером пассажирский самолёт столкнулся с грузовым, в результате погибло 71 человек. В этой катастрофе Калоев потерял жену и двоих детей. Именно этот трагический случай и лёг в основу фильма. По этому сценарию был снят и фильм «Последствия» со Шварценеггером в главной роли. Несмотря на известность мега-звезды, российский фильм получился значительно лучше. «Непрощённый» в отличие от «Последствий» раскрывает нам личность главного персонажа глубже. В нём показано не только его желание отомстить виновнику, но и рассказывается о достаточно большом периоде его жизни до трагедии. Дмитрий Нагиев в роли главного героя очень убедителен. Для контраста актёр сбросил около 10 килограмм, чтобы зритель увидел, как сильно трагедия подорвала его здоровье. Некоторые моменты, имеющие большое значение для этой истории, показаны в «Непрощенном» более развёрнуто, и мы чётко начинаем понимать мотивы поступка Виталия.
В неполные 50 лет у него была жена, дети, любимая работа. Все исчезло в один миг и его дальнейшее существование превратилось в кошмар. К лету 2002 года он не видел своих родных уже девять месяцев. Как можно скорее он спешил закончить работу над коттеджем и сдать его заказчику, после этого к нему в Барселону должны приехать жена и дети. То, что случилось дальше, было роковым стечением обстоятельств. Светлана Калоева с детьми летели в Барселону с пересадкой в Москве. Погода была не самой лучшей, и к тому моменту как они добрались до столицы, их самолет в Испанию уже улетел. Билетов на другие рейсы не было и семья несколько часов ждала в аэропорту. И вот, как кажется на первый взгляд удача, Светлане предложили три билета на рейс, который выполняли «Башкирские авиалинии». Этого рейса не должно было быть в расписании. Группа школьников ЮНЕСКО из Башкирии и победители различных олимпиад летели на отдых в Испанию, но опоздали на свой рейс. Чтобы доставить их в Барселону авиакомпания организовала дополнительный борт. Школьники заняли не весь салон и три свободных места достались Калоевым. Судьба, или, несчастное стечение обстоятельств? Сложно рассуждать об этом, когда происходит такая трагедия. Очень ярко отражен момент катастрофы, когда на табло в аэропорту пропадает название и время прибытия рейса Калоевых. В фильме много метафорических приемов. После того, как Виталий узнает о смерти своей семьи, перед ним часто всплывает одна и та же картина – мгновения, когда он в последний раз видел семью из окна машины. Он пытается открыть дверь, но не может, бьет окно, но оно не ломается, его семья, будто застыв, стоит обнявшись. Этим самым автор картины хотел показать нам, что после потери семьи время для Виталия замерло, ведь как он позже сказал на суде, он тоже умер в день катастрофы. Еще один художественный прием – когда Виталий нашел дом диспетчера и показал ему фотографию своей семьи, он попросил извиниться перед ним и остальными семьями погибших. Нельсон отказался признать свою вину и попросил Виталия уйти. Когда Нельсон понял, что Виталий уходить не собирается, он толкнул несчастного человека, потерявшего по его вине семью, смысл своей жизни и фотография выпала из рук Виталия. Под действием нахлынувших на него чувств мести и обиды, Виталий наносит диспетчеру ножевое ранение, капли крови капают на фотографию, что символизирует отмщение за семью. Виталию часто видятся его родные, играющие и разговаривающие с ним. Уложив личные вещи погибших на их кровати, он желает им спокойной ночи, и каждый день приносит на могилу свежие цветы. Виталий пытается обнять холодный надгробный памятник, с которого на него смотрят жена, дочь и сын. Он не может отпустить их. После того, как Виталию удается отомстить, его снова посещает видение. Он едет в машине, а сзади его семья, но на этот раз он смог открыть двери машины и побежать им навстречу, только их уже там нет. Они исчезли, будто поняли, что отомщены.
Однажды дочь Виталия принесла котенка домой и показала отцу, после ее смерти он искал кошку, которой уже давно в доме не было. В конце фильма Виталий слышит мяуканье совсем маленького котенка, прижимает его к груди и смотрит на небо, тут мы осознаем, что он сможет продолжить свою жизнь. В фильме грамотно поставлена цветовая гамма. Вначале превалировали теплые, яркие цвета, а после катастрофы, нам, как и главному герою было холодно. Этот холод с серыми оттенками тянулся вплоть до конца фильма и сменился теплыми красками, когда Виталий нашел котенка. Безусловно, поступок Виталия нельзя рассматривать как героизм, но когда умирает 52 ребенка, кто-то должен ответить. Толерантная Европа не захотела признавать вины, за что и поплатилась. Когда человек не может рассчитывать на правосудие, он начинает осуществлять его сам. Главной изюминкой фильма стал, конечно, Дмитрий Нагиев. Впервые за многолетнюю карьеру Дмитрий сыграл по-настоящему драматическую роль. И не просто сыграл. Складывалось такое впечатление, что он полностью пережил и пропустил через себя те трагические события. Сцена, где герой Нагиева находит своих родных, просто ужасающе печальна. Надрыв, с которым тут играет актёр, невероятным образом передаётся зрителю. И только совсем чёрствый зритель смог бы сдержать свои эмоции и слёзы. Таких моментов в фильме много. Фильм настолько глубоко проникает в сердце своего зрителя, что никого не оставляет равнодушными. Одним фильм нравится и они оправдывают действия Виталия Калоева, а другие считают, что тема личной трагедии не должна быть основой для создания фильма. Но картина не оставляет впечатления спекуляции на трагедии, а просто пытается передать чувства главного героя и оставляет нам сделать выводы и самим оценить поступок Виталия. Уместно будет упомянуть слова Виталия, сказанные им в суде «А что бы сделали вы?»
Анна ТЕДЕЕВА