Пæсæйы фæндон: яркий пример успешного сотрудничества

В минувшие выходные во Владикавказе прошел успешный показ лирической комедии «Пæсæйы фæндон» («Желание Паша») с участием актеров Юго-Осетинского госдрамтеатра и Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева.
«Спектакль прошел с аншлагом. Из югоосетинской труппы на сцене СОГАТ выступили народный артист РЮО Сослан Хасиев и заслуженные артисты Северной и Южной Осетии Эдуард Ванеев и Джамбулат Хугаев», – сообщили газете «ЮО» в пресс-службе госдрамтеатра.
По словам представителя пресс-службы, новое прочтение шедевра осетинской драматургии ранее было представлено на юго-осетинской сцене в апреле этого года. Тогда в спектакле принимали участие трое артистов из РСО-А.
Постановкой спектакля занимался североосетинский режиссер Валерий Цариев в рамках соглашения о сотрудничестве между Юго-Осетинским госдрамтеатром и СОГАТ, подписанном в ноябре 2019 года.
Как показала практика, тесные творческие контакты артистов Северной и Южной Осетии приносят свои плоды, что в полной мере относится и к новой постановке пьесы «Пæсæйы фæндон». Талантливая игра актеров двух театров каждый раз вызывает овации и аплодисменты любителей осетинского сценического искусства.
Сюжет комедии, поставленной по одноименному произведению Давида Туаева, повествует о вечной теме любви в условиях социального неравенства. Произведение относится к классике национальной драматургии и было несколько раз поставлено на североосетинской и югоосетинской сцене, в частности, в первый раз в конце 40-х годов, а также в 60-70-е годы 20 века. Предыдущая постановка комедии «Пæсæйы фæн-дон» в течение длительного времени входила в репертуар Юго-Осетинского госдрамтеатра. Главные роли в спектакле исполняли известные артисты той поры, в том числе много лет в роли Мысырхан блистала Нина Чочиева.
В комедии, полной тонкого искрометного юмора, зрителю рассказывают о сердечных муках молодого парня Ахсарбека из бедной семьи, без памяти влюбившегося в очаровательную девушку Паса, для которой мать подобрала богача в качестве кандидатуры будущего мужа. Негативную роль играет и опытная сваха Мысырхан, пытающаяся помешать счастью любящих сердец. Но несмотря на все преграды, история влюбленных заканчивается хэппи-эндом, чистая, искренняя любовь рушит социальные стереотипы, навязываемые обществом. Отличительный момент постановки – широкое использование народного песенного искусства, умелое воссоздание осетинских традиций и особенностей быта.
Что касается темы сотрудничества Юго-Осетинского госдрамтеатра и СОГАТ, то договоренности двух учреждений предусматривают совместные усилия в деле сохранения национальных традиций и самобытности в сфере театрального искусства, развитие и распространение художественных достижений в этой области, поддержание региональных и международных культурных отношений. В документе речь также идет о налаживании обмена информацией, проведении консультаций и реализации совместных проектов.
Помимо комедии «Пæсæйы фæндон», поставленной Валерием Цариевым на югоосетинской сцене, другим примером успешного сотрудничества стали спектакли «Дон Жуан» режиссера Дигорского театра Казбека Джелиева и «Последний свидетель» Тамерлана Дзуццова – самая массовая и зрелищная постановка Юго-Осетин-ского госдрамтеатра за последние десятилетия. В премьере «Последнего свидетеля» благодаря ранее достигнутым договоренностям были задействованы артисты сразу трех театров — Юго-Осетин-ского госдрамтеатра, Северо-Осетинского академического театра и Дигорского театра.
Взаимное участие артистов РСО-А и РЮО в постановках на североосетинской и югоосетинской сцене планируется ввести в постоянную практику. Еще одним направлением сотрудничества стали гастроли трупп во Владикавказе и Цхинвале. Руководство театров подобный формат считают демонстрацией единства представителей театрального искусства Осетии.
И.ТЕДЕЕВА