Непревзойденный мастер

Бурным и стремительным потоком мчится Время, неудержимо размывая все старое, отжившее и расчищая путь новому, более сильному и прекрасному. Но есть понятия, которые неподвластны коррозирующему воздействию Времени. Есть явления, которые не тускнеют с его течением, а подобно фрескам в храмах, становятся с каждым годом все ярче и ярче… «Лицом к лицу лица не увидать, больше видится на расстоянии», – сказал поэт, и, надо полагать, сказал не ради красного словца. Порой, только отдалившись во временном отношении, способны мы приблизиться к пониманию того или иного феномена.

Близко знавшие Асланбега Плиева, одного из наиболее крупных осетинских художников, не могли в полной мере осознавать все величие этого человека, всю глубину его таланта. Для них он был любящим отцом, дядей, братом, товарищем, другом…Но лишь сегодня, по прошествии 39 лет после того, как перестало биться его сердце, мы с уверенностью говорим: «Да, это был ТАЛАНТ!».
Конечно, изумительная одаренность А.Плиева не вызывала сомнений и при его жизни. Даже капризные, часто весьма привередливые, критики восхищались его работами. Во время частых приездов Плиева на Черноморское побережье Кобулети и Сухум, отдыхающие считали за честь помочь ему в сборе цветных морских камешков, которые он – первый и единственный в мире использовал для составления красочных монументальных мозаичных панно.
Асланбег Захарович Плиев родился в селе Гуджарет Боржомского района 15 февраля 1915 г. У его матери Агати, потерявшей мужа в огненных вихрях 1920 годов, не было возможности прокормить пятерых малолетних сирот, и юному Асланбегу со старшей сестрой Залиной и младшим братом Георгием пришлось провести детские годы в Боржомском детдоме им. Ф. Махарадзе. Здесь то и проявились его способности к рисованию. Филипп Махарадзе, чье имя носил детдом, часто приходил в гости к его воспитанникам. Дети любили Филиппа. Во время одного из визитов, когда его сопровождала супруга, которые детдомовцы звали просто тетей Ниной, одиннадцатилетний Асланбег сделал на листке бумаги набросок ее портрета. Взглянув на рисунок, Махарадзе разглядел в парнишке способность к изобразительному искус-ству и решил отправить его в Художественную студию имени М.И. Тоидзе (который в последствии прославился как автор знаменитого плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-Мать зовет!»). Филипп и ребятишки сфотографировались на память. Есть на этой фотографии и маленький Асланбег. Он стоит, положив руку на плечо прославленному революционеру. Студию Асланбег окончил с хорошими результатами. Так же успешно проучился он и в Тбилисском физкультурном техникуме на факультете гимнастики. В 1937 году А. Плиев поступил на факультет живописи Московского художественного училища.
В Осетии было много юных дарований, нуждавшихся в хороших учителях для более полного раскрытия их талантов и способностей. Асланбег Захарович не мог не знать об этом. Вернувшись в родной город в 1943 году, он начал работать в Цхинвальском художественном училище, основанном корифеем осетинской живописи Махарбегом Тугановым и в 1946 г. организовал первую выставку работ студентов училища. Одновременно он – ответственный секретарь Союза художников Южной Осетии, художник-иллюстратор Юго-Осетинского государственного издательства, художник-деко-ратор Юго-Осетинского госдрамтеатра… Да, на все это требовались колоссальные силы и выдержка, но Асланбег смело двигался вперед, невзирая на трудности. Недаром он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», через год после Победы. На медали, помимо прочей атрибутики, изображен профиль «Отца народов». В те времена подобные награды получали только достойнейшие. Асланбег Плиев стал членом Союза Художников СССР (II том книги справочника «Союз художников СССР»).
А. Плиев известен как выдающийся живописец и как замечательный создатель многочисленных красочных ковров и мозаичных панно из разноцветных морских камешек. Его работы были столь великолепны, что трудящиеся Южной Осетии, руководители ГССР, Советское правительство не раз заказывали их в дар тем, чьей благосклонностью хотели заручиться.
В 1949 году во время празднования 25-летия Северо-Осетинс-кой АССР делегация Грузии преподнесла в дар Северной Осетии художественное произведение А.Плиева – ковер с портретом И.В. Сталина на фоне Кремля.
К празднованию юбилея МГУ Плиевым выполнено художественное мозаичное произведение с портретом Ломоносова на фоне Университета.
К 300-летию воссоединения Украины с Россией по предложению Юго-Осетинского обкома компартии Асланбег Захарович создал мозаичное панно с портретом Богдана Хмельницкого.
В 1953 г. во время открытия в Абхазии Госдрамтеатра делегация трудящихся Сталинира и Тбилиси преподнесла в дар его коллективу мозаичное полотно «Великие стройки коммунизма». К сорокалетию Абхазской АССР делегация Южной Осетии подарила юбиляру ковер, вытканный цветными шелковыми и шерстяными нитками, в центре которого К.Хетагуров, а по периметру – эпизоды из произведений классика, чередующиеся с элементами национального орнамента.
Асланбег Плиев был большим патриотом своего народа. В те времена, когда одни ориентировались на Россию, другие – на Грузию, его путеводной звездой оставалась Осетия. Недаром первой серьезной работой художника был ковер с портретом Коста Хетагурова, чье творчество художник знал наизусть.
В те времена узы дружбы между советским и китайским народами были особенно крепки. Чтобы об осетинском народе узнали в Китае, Плиев решил подарить китайскому народу великолепное произведение из цветных морских камешек. Три года он работал над грандиозным панно «Знаменосец вечной дружбы». Когда работа над панно завершилась, встал вопрос об отправке в Китай. Тогда важные международные дела решались не иначе как с личным участием первых лиц компартии. Работу «Знаменосец вечной дружбы» также должен был осмотреть первый секретарь ЦК КП Грузии. В назначенный день Мжаванадзе приехал для осмотра знаменитого панно… Увидев произведение Плиева, он несколько секунд завороженно смотрел на него, затем весь просиял и не удержав бурю переисполнивших его эмоций, воскликнул: «Молодец, осо!».
Приступая к работе над очередным произведением, художник настрого запрещал его отвлекать. Нельзя было стучать в дверь, звать к телефону. В доме воцарялась тишина, и через некоторое время Асланбег Захарович начинал либо петь народные песни, либо декламировать стихи Коста – это помогало ему сосредоточиться на теме.
Асланбег Плиев любил свой народ беспредельно, и своих детей, Альмину и Марину, учил любить осетинское национальное искусство. Вечерами, после работы, собирал их в уголке и читал им произведения основателя нашей литературы. При чтении последней строфы «Матери сирот» слезы выступали у него на глазах – детишки же плакали навзрыд.
Плиев страстно мечтал об открытии тоннеля между обеими частями Осетии. Он был убежден, рано или поздно это произойдет, а Рутену Гаглоеву поставят памятник. Этой теме посвящено произведение «Дорога к родным братьям». На картине символически, в виде юношей и девушек, танцующих «Симд», изображены северные и южные осетины, направляющиеся друг к другу. Видим мы и один из порталов не существовавшего тогда тоннеля. А вот старцы на Севере и Юге, ликуя, приветствуют друг друга… Мечта нашего выдающегося земляка сбылась, увы через несколько лет после его смерти.
Национальной истории посвящена работа Плиева «Джадарос – отец Давида Сослана». Здесь больше двадцати персонажей – Давид Сослан, царедворцы, послы грузинского царя, умоляющие спасти их от мусульманских завоевателей… Но идейно-психологи-ческим центром полотна является царь Джадарос. Он уже в летах, но еще не стар – грозно сдвинутые брови и экспрессивный взгляд выдают в нем могучего и храброго воина. Это впечатление усиливают меч, сабля и кинжал, висящие на стене позади трона.
Примирение кровников… А.Плиев к этой теме подошел по-своему. Женщина бросает свой платок между враждующими. Воцаряется мир. Эскиз мозаичного полотна «Танец мира или Примирение кровников» был высоко оценен тогдашним руководителем Союза художников СССР – Ю.И. Королевым. Его вердикт гласил: «…одобрить, считать целесообразным выполнение работы в материале…». Далее Королев рекомендует автору использование техники флорентийской мозаики. Но для Плиева это было бы слишком просто. Работа, конечно же, была выполнена в излюбленном им стиле цветными камешками, иного материала для мозаики он просто не признавал.
Асланбег был очень близок с Галаевым Аслан-Гиреем, великим сыном осетинского народа и в память о нем начал творить мозаику цветными морскими камешками (портрет «Галаев записывает песню известного сказителя Дзукаева Хасахъо»).
Асланбег мечтал сделать еще один подарок. В 1967 г. королева Англии Елизавета II возвела 65-летнего Фрэнсиса Чичестера, гражданина Англии, в рыцарское достоинство мечом самого Фрэнсиса Дрейка за то, что он в одиночку совершил кругосветное плавание на яхте «Джипси-МОТ». Весь мир был потрясен этим подвигом. Чичестера встречали в порту более полумиллиона человек. Асланбег был потрясен героическим поступком Фрэнсиса и задумал свою неосуществленную мечту, подарить королеве Англии картину, изображающую её и Чичестера. Мечте не суждено было сбыться…
Асланбег Плиев был одаренным и талантливым. Дочь Альми-на часто вспоминает, как он сам, никогда не учась в музыкальной школе, сел за пианино и попросил её показать, откуда надо начать играть что-либо на этом инструменте. Альмине было 7 лет, она уже училась в 1 классе Сталинирской музыкальной школы и конечно, показала отцу ноту «до» на клавиатуре, засмеялась и сказала ему: «Ты так не сможешь, папа, сразу научиться играть, это ведь не так легко, ты же не ходил в музыкальную школу!». «Вернувшись из школы, я у дверей остановилась как ошарашенная: из комнаты, где стоял инструмент, звучала осетинская мелодия «Додой» на стихи К.Хетагурова. Я открыла дверь и… это мой папа, Асланбег, сидел у пианино и играл двумя руками. Папа повернулся ко мне и сказал: «Надо очень любить свой народ и его искусство, а также очень захотеть научиться чему-либо, понятно?». А, по-моему, надо иметь талант, божий дар, чтобы вот так, без всякого образования сесть за инструмент и сыграть такой сложный мотив. С тех пор отец выучился играть ог-ромное количество песен на слух, так как ноты он не знал».
В 1978 г. Асланбег Плиев задумал написать книгу «Давид-Сос-лан», часть будущей книги в виде рукописи сгорела, остальные отдельные главы будущей книги исчезли из дома. Из сохранившихся листов можно понять, что книгу он хотел посвятить великим сынам осетинского народа: Коста Хетагурову и Махарбегу Туганову. «Склоняю голову перед их светлой памятью» – писал он в начале рукописи. Книгу он не успел закончить, умер в декабре 1980 года.
Асланбег Захарович-человек открытой души и невероятно добрый. Человек с большой буквы. Любимое выражение Асланбега: «Счастлив тот, у кого сердце бьется за Родину!».
Его творчество звало людей к дружбе, миру, созиданию. И даже в наши дни многие молодые художники равняются на него…
Пройдут годы, и ученые займутся изучением феномена Плиева, постараются раскрыть секреты его таланта, непревзойденного мастерства. А нам остается лишь восхищаться произведениями этого человека и гордиться тем, что он был осетином и жил в нашем городе…

Инал ПЛИЕВ