Дизайнер Алана ИКАЕВА: на пути к бренду?

Всегда приятно рассказывать о молодых перспективных людях с большими амбициями, о людях, которые стремительно и
уверенно набирают обороты, продвигая свои работы. Просматривая национальные платья молодого дизайнера Аланы Икаевой, 
я попыталась представить себе сам процесс создания этих шедевров. Ведь то, что мы видим – это лишь «верхушка айсберга»,
конечный результат, а ведь самое интересное происходит именно за кадром. Чтобы хоть немного открыть «завесу тайны»,
Алана Икаева рассказала о вкусах цхинвальской молодежи и о своем творчестве.

– Что послужило толчком к тому, что ты заинтересовалась национальной одеждой и с головой погрузилась в творчество?
– Еще с раннего детства я любила заниматься рукоделием. Как
только появлялось немного свободного времени, сразу начинала шить. Особенно меня привлекали осетинские национальные наряды, но так как в нашей республике фактически не было специалистов по такому направлению, я решила взять все в свои руки. Нельзя сказать, что все получилось случайно – я целенаправленно к этому шла. После окончания школы поступила во Владикавказский швейный лицей №4 и училась у опытных мастеров.
– Сколько времени уходит на создание одного костюма, от замысла до воплощения?
– Все зависит от различных факторов: сложности пошива костюма и от самой модели платья. Но в среднем я могу управиться за 2-3 дня.
– Что для тебя значит шитье национальной одежды? Хобби, дань уважения национальным традициям, популяризация национальной одежды?
– Наверное, все вместе… (смеется) Если быть откровенной, когда я только начинала заниматься
шитьем, для меня это было просто увлечение, не более. Но затем процесс создания нарядов меня сильно затянул, а результаты превзошли все ожидания. Поэтому решила связать свою жизнь с рукоделием,
так сказать, совмещаю «приятное с полезным».
– Может ли осетинская национальная одежда выйти на международный уровень? Скажем так, сможешь ли ты ее продвинуть на европейские подиумы?
– Мне кажется, что пока об этом рано говорить. Ведь для того, чтобы продвинуть осетинскую национальную одежду на международный уровень, нужна значительная поддержка со стороны государства, финансирование, а также
связи на уровне международных дизайнеров. На данный момент мне кажется, что есть лишь малая вероятность вывести осетинские наряды на европейские подиумы…
– Мир стремительно меняется. Меняются приоритеты и в одежде. Во многих странах жители ходят в национальных костюмах. Как ты думаешь, сможет ли национальная одежда составить конкуренцию современной моде или офисному стилю?
– Сейчас национальная одежда практически везде воспринимается как парадно-выходная одежда, потому что все, кого я когда-либо встречала в национальных нарядах – покупали их либо на свадьбы, либо какие-то другие мероприятия торжественного характера. Мне бы очень хотелось вернуть национальные костюмы в повседневную
жизнь.
– В Южной Осетии на свадьбы невесты стали наряжаться в европейские наряды. Как ты считаешь, можно ли в этих случаях вернуться к национальной одежде, чтобы придать свадьбе национальный колорит?
– Не можно, а даже нужно! Безусловно, времена сильно изменились, но я считаю, что наши невесты должны надевать национальные осетинские свадебные платья, скорее не для того, чтобы придать
своей свадьбе национальный колорит, а чтобы быть истинной осетинской невестой, как было во времена наших предков. Именно национальные свадебные шедевры подчеркивают скромность образа, чистоту и невинность, если, надевая их, вести себя подобающе.
– В Северной Осетии признанным лидером по пошиву и моделированию национальной
одежды является Лиза Габарати. В чем разница между вашими образцами? Ведь национальная одежда, возможно, по сути и внешней форме одна. Можно ли моделировать национальную одежду в другом виде, привнести свои элементы?
– У каждого деятеля искусства есть свое особое видение, свой индивидуальный стиль, которого он
придерживается. Но, безусловно, есть определенные правила, по которым нужно шить ту или иную
одежду. Я не думаю, что между нашими образцами есть большая разница, ведь невозможно так переделать и смоделировать осетинскую национальную одежду, чтобы кардинально ее поменять, можно лишь привнести в нее какие-то свои небольшие детали и элементы.
– Ты шьешь в основном детскую и женскую одежду. Не боишься «обвинений» со стороны мужской половины, что ты их обделяешь? Они же могут увидеть в этом некую «дискриминацию»…
– Взрослой одеждой в национальном стиле уже мало кого можно удивить, однако именно детская
одежда вызывает у большинства жителей нашей республики восторженные эмоции. Да и мне самой доставляет удовольствие шить детские наряды. Но, несмотря на этот факт, я также шью мужские рубашки, дабы не дискриминировать мужское население (смеется).
– Кстати, а сама ты носишь свою одежду?
– Помимо национальных костюмов, я также шью обычную повседневную одежду. Думаю, что не смогла бы шить одежду для других, если бы сама не носила ее. Естественно, около половины вещей из моего гардероба созданы мной лично.
– К тебе приходят шить одежду на заказ? Что ты можешь сказать о вкусах цхинвальских модниц? Какие цвета они предпочитают?
– У каждого из моих клиентов свои предпочтения: цвета и модели нарядов они выбирают в зависимости от своего вкуса. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет (смеется). Все клиенты выбирают то, что близко их сердцу. В моих творениях присутствуют «все цвета радуги», можно сказать.
– На какую возрастную категорию рассчитаны твои наряды?
– У меня нет никаких возрастных ограничений, то есть я шью наряды как на годовалых детей, так и
на взрослых женщин.
– Ты планируешь перевести любовь к национальной одежде на бизнес-рельсы? Или ты больше склонна к творческой составляющей?
– Я пока больше склонна к творческой составляющей, но возможно, позже, когда наберусь больше
опыта, переведу свою деятельность на бизнес-рельсы.
– Вопрос на засыпку. LIZA GABARATI – это бренд. Ожидать ли нам бренда под названием
ALANAIKAEVA?
– Конечно, было бы неплохо производить одежду своего собственного бренда. Но мне об этом пока еще рано говорить. Посмотрим, как все сложится в будущем.
Илона БАГАЕВА
Фото ИА «Рес»