«Антигона», «Самоубийца» и «Дон Жуан»: триумфальные гастроли Юго-Осетинского госдрамтеатра

Юго-Осетинский государственный драматический театр завершает насыщенный гастрольный тур по регионам Российской Федерации. Меньше чем за две недели югоосетинская труппа успела принять участие в двух международных фестивалях, с успехом представив на суд взыскательного зрителя сразу несколько постановок, получивших от публики и жюри высокие оценки.

В частности, за спектакль «Антигона», поставленный режиссером Тамерланом Дзудцовым по одноименной пьесе французского драматурга и сценариста Жана Ануя и древнегреческого драматурга Софокла Юго-Осе-тинский госдрамтеатр стал лауреатом XXIV Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в номинации «За современное прочтение античной темы».
Фестиваль проходил с 9 по 17 июня в городе Керчи, при этом показы спектаклей проводились на развалинах древнего города Пантикапей на открытом воздухе. Как отметил художественный руководитель Юго-Осетинского госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов, зрители и члены жюри по достоинству оценили «Антигону» в исполнении югоосетинских артистов, отметив их игру и сценическое мастерство.
Образ Антигоны в постановке был представлен артисткой Зариной Бекоевой, роль Гемона исполнил Геор Валиев, Креона – народный артист Южной Осетии Сослан Бибилов. Спектакль звучал на осетинском языке с синхронным дубляжем.
Овации публики сопровождали югоосетинскую труппу и на IV Фестивале русских зарубежных театров, прошедшем с 16 по 22 июня в городе Тамбове. Здесь в течение недели демонстрировались показы с участием театральных коллективов из Абхазии, Армении, Южной Осетии, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана.
Фестиваль русских зарубежных театров является масштабным проектом, направленным на популяризацию русского театрального искусства и поддержку русскоязычных театральных коллективов за рубежом.
Юго-Осетинский госдрамтеатр представил в рамках фестиваля премьеру спектакля «Самоубийца» Николая Эрдмана в постановке Алексея Размахова.

Эрдман на югоосетинской сцене. Немного из истории
Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца», написанная им в далеком 1928 году, безусловно один из шедевров русской драматургии XX века. По сути это образец сатиры, обличающей существующие в ту эпохи порядки. Благодаря остроумному сюжету, ярким образам главных героев и богатому языку она до сих пор остается актуальной и входит в репертуары многих театров. Талант Эрдмана, которого известные советские режиссеры сравнивали с Мольером и Гоголем, проявился и в его работе в качестве сценариста. По его сценариям были сняты популярные советские кинокартины «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко» и множество других.
Но имя Николая Эрдмана даже не упоминалось в титрах, поскольку он был арестован в 1933 году и долгое время его творчество было под запретом, включая пьесу «Самоубийца», в сюжете которой цензоры усмотрели насмешку над советской реальностью.
Действие в пьесе происходит в 20-е годы в московской коммунальной квартире, одним из обитателей которой является Семен Семенович Подсекальников, человек мнительный и истеричный, не имеющий работы и в силу этого страдающий от материальной зависимости от жены и тещи.
Поссорившись как-то со своей женой из-за ливерной колбасы, Подсекальников обвиняет ее в том, что она, якобы, попрекает его лишним съеденным куском. Пугая близких и соседей угрозой самоубийства, он оказывается в водовороте страстей и интриг, приобретающих порой политический подтекст. Как выяснилось, многим его самоубийство оказывается на руку, и они начинают подталкивать Подсекальникова к этому шагу, стремясь извлечь для себе максимальные дивиденды с помощью предсмертной записки. Впрочем, в конце сюжета главный герой передумал умирать, разочаровав своих многочисленных «советчиков».
Спектакль на югоосетинской сцене поставлен режиссером Алексеем Размаховым в рамках реализации проекта Союза театральных деятелей России по поддержке театров за рубежом. Благодаря неординарным решениям режиссера постановка получилась весьма удачной и адаптированной к современной реальности.
Несмотря на мрачные декорации и жесткую сатиру, из-за чего «Самоубийцу» порой относят к разряду «черных комедий», постановка Размахова изобилует ярким юмором.
«Мы попробовали сделать эксперимент из этой истории, потому что она рисковая, черный – цвет траура, в котором мы сделали комедию. Спектакль – попытка поддержать через юмор дух человека, независимо от того, в какой сложной ситуации он оказался», – отмечает режиссер.
По словам Алексея Размахова, в ходе работы над постановкой ему легко удавалось взаимодействовать с югоосетинскими артистами. «Энергия людей гор преобразовывается на сцене, они яркие, зажигательные. И это прекрасно», – говорит он.

Югоосетинская версия «Самоубийцы» произвела фурор
в Тамбове
Новое прочтение бессмертного творения известного советского драматурга и сценариста Николая Эрдмана вызвало восторженные отклики в тамбовских региональных СМИ, а игра югоосетинских артистов произвела сильное впечатление на зрительский зал.
По словам Тамерлана Дзудцова, постановка произвела фурор, всколыхнув весь зал. «Зрителей поразило буквально все – задумка самого режиссера, плюс работа артистов, в которых они просто были уже влюблены и не отпускали со сцены. Наши артисты, можно даже сказать, сыграли сверх своих возможностей. Выход и уход каждого артиста тамбовский зритель провожал продолжительными овациями, с нескрываемым интересом и смехом ожидая дальнейшего развития сюжета постановки», – поделился своими впечатлениями худрук Юго-Осетинского госдрамтеатра.
Впрочем, подобная реакция публики вполне объяснима, учитывая поистине звездный состав, задействованный в постановке. В спектакле «Самоубийца» главные роли исполняли любимчики цхинвальских театралов – Сослан Бибилов, Андрей Тедеев, Аль-бина Хугаева, Жанна Догузова, Сослан Хасиев, Эдуард Гаглоев, Белла Джиоева и другие.
Как подчеркнул Тамерлан Дзудцов, Юго-Осетинский госдрамтеатр впервые представил премьеру спектакля в ходе зарубежных гастролей. «Такое происходит впервые в истории нашего театра, когда премьеру спектакля мы представили на территории другого государства», – уточнил худрук.
Успешное выступление югоосетинской труппы, помимо комплиментарных отзывов, имело и другой итог – Юго-Осетинский госдрамтеатр получил приглашение вновь посетить Тамбов с гастролями для показа других постановок из своего репертуара.
Гастрольный тур театра продолжился в Воронеже, где 21 и 22 июня состоялись новые показы. В частности, во вторник воронежский зритель вслед за тамбовчанами имел возможность по достоинству оценить премьеру «Самоубийцы», после чего в среду югоосетинская труппа представила другую свою удачную постановку – «Дон Жуан» режиссера Казбека Джелиева.
В этом спектакле главную роль исполняет Григорий Мамиев, в роли слуги Дон-Жуана – Сганареля выступил Эдуард Гаглоев. В постановке также участвуют Василий Техов, Артур Гаглоев, Альбина Хугаева, Натия Чохели, Эдуард Ванеев, Сослан Хасиев, Андрей Тедеев и другие.
Помимо известных мастеров сцены, в обоих спектаклях были задействованы студенты актерского факультета Юго-Осетин-ского государственного университета.
А. ГЕРГАУЛОВА