Зазхæссæн

Зазхæссæн отмечается в субботу седьмой недели Великого поста, что совпадает с аналогичным праздником православной церкви – Вербным воскресеньем.
Зазхæссæн у осетин посвящался культу мертвых, его справляли семьи, у которых в истекшем году кто-то умер. Накануне вечера готовили необходимые постные блюда, фрукты, напитки, заготовляли елку (вербу). При этом сладости и фрукты нанизывались на нитки в известном порядке, делая из них «одежду» и «вооружение» (черкеску, бурку, шашку, ружье). Затем их надевали на себя молодые ребята, которые объезжали всех близких родственников. По окончании объезда фрукты и сладости делились между собой. Ко времени сбора близких родственников и соседей заготовлялась крестообразная фигура из палок, которую одевали, чтобы сделать чуть приблизительно похожей на покойника. Трапеза начиналась с женского плача. За ночь стол трижды обновляли. При этом после первого обновления одежду покойника дарили близким. Утром следующего дня то же самое делали со сладостями и яствами. Сидели дома, все время проводя в воспоминаниях о покойниках. В их честь рано утром устраивали костры.
Важнейшей обрядовой стороной праздника являлось наряжение елки (вербы), известной под названием «алæм». Посредством ниток к «алæму» прикрепляли одежду покойника, фрукты, сладости и т.д. Для доставки алæм на кладбище устраивали скачки. По итогам соревнований он доставался победителю. Участникам скачек раздавались личные вещи и лощадь покойника.
Вербное воскресенье – древний христианский праздник. Отмечается церковью в память въезда Христа в Иерусалим. У евреев был обычай: цари и правители торжественно въезжали в столицу на коне или осле. Увидев Иисуса, подобно царю, шествующего в Иерусалим, одни начали постилать свои одежды на дороге, другие срезали ветви с деревьев и держали их в руках, громко крича: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову!» Народ приветствовал его, держа в руках пальмовые ветви, которые считались символом жизни, радости, спасения. В странах Западной и Восточной Европы, где пальмы не растут, они были заменены вербой, которой с древнейших времен приписывались чудодейственные свойства отгонять от людей злые силы, предохранять скот от падежа, посевы от неблагоприятных условий. Вот почему освященную вербу хранили весь год как оберег.
Зазхæссæн сохранил в своих обрядах явный отпечаток родового культа предков и связан с представлениями о смерти и покойниках, которые могут покровительствовать или вредить.
Однако помимо своего культового значения этот день еще и просто красивый весенний праздник. Люди дарят друг другу пушистые ветки распустившейся вербы, желая друг другу счастья и здоровья.

Къутугæнæн

В воскресенье, ровно за неделю до Пасхи, осетины отмечали «Къутугæнæн».
В этот день, наряду с другими яствами, пекли фигурные булочки в виде конусообразных сопеток – «къуту» (для хранения зерновых) из ячменной и пшеничной муки. «Къуту» наполняли зерном или мукой. Тем самым желали, чтобы зернохранилища всегда были так полны, как эти фигурки. Чем больше будет испечено «къуту», урожайнее будет год для семьи, тем больше «къуту» наполняет осенью зерном, – верили они. По окончании трапезы старший шел в кладовую, постукивая по «къуту» и молился о том, чтобы зернохранилища были полны зерном.
Важная роль в празднике отводилась детям. Мальчики устраивали состязания в искусстве владеть луком и стрелою. На заранее условленном расстоянии ставили в ряд все «къуту». Затем соревнующиеся стреляли в них из лука. Попавший стрелою в «къуту» пользовались правом откусить от него и в качестве вознаграждения получал в подарок сбитые булочки своих товарищей. Иногда «къуту» подвязывали на веревочке и затем целились в него. Осетины верили, что кто больше всех выиграет «къуту», того Уацилла наградит осенью богатым урожаем.
Часто местом веселья и игр в этот день бывал дом, где недавно сыграли свадьбу или же где произошло пополнение семьи мальчиком.
Праздник «Къутугæнæн» посвящается божеству плодородья и его смысл выражался в магической формуле – чтобы хлеба в доме было вдоволь и чтобы «къуту» всегда были переполнены хлебом.