/Аркадий Кумаритов: «Картины должны быть столь же прекрасны, как и сама жизнь»

Аркадий Кумаритов: «Картины должны быть столь же прекрасны, как и сама жизнь»

Герой нашего сегодняшнего интервью — выпускник художественного училища им. Махарбека Туганова, лауреат Международного художественного конкурса «Золотая кисть 2009», народный художник РЮО, заслуженный художник РСО-Алания Аркадий Кумаритов.
Для осетинского народа Аркадий Кумаритов – колоссальная фигура, художник, в работах которого вселенская декорация отражает множество сюжетов: суровость скалистых утесов, буйство альпийского многоцветья, колорит гор и бесконечность пространства.
Сегодня его работы находятся в частных коллекциях в Китае, а также музеях Германии, США и России.

— Первый вопрос банальный — с чего все началось? Что положило начало для вашей карьеры художника? Вы помните свой преподавательский состав?
— Мне было примерно 7-8 лет, когда я впервые взял в руки кисть. В школе я рисовал даже на уроках математики и русского языка. В то время как мои одноклассники мечтали стать врачами, инженерами, летчиками, я поставил себе цель – быть художником. Многие скажут, что в таком возрасте об этом еще не думают, но моя увлеченность уже тогда была абсолютной. Что касается преподавателей, конечно, я их помню: Георгий Габараев, Лаврентий Касоев и Инал Пухаев.
— Аркадий, расскажите нам немного о своих творческих планах. Интересно знать, чем живет художник.
— На самом деле главное – чтобы было желание творить. У каждого творческого периода бывают свои предпочтения: то горы, то реки… Я бы хотел еще больше приблизиться к природе, хочу достичь такого уровня, чтобы несколькими мазками кисти реалистично передать красоту камня. Пока планирую продолжать заниматься своим любимым делом, потом будет видно.
— Каким образом к вам приходят идеи ваших картин? Есть ли у вас муза?
— У каждого художника муза проявляется по-разному. Лично я черпаю вдохновение от природы. Всегда пишу то, что близко моей душе, исходя из своего ощущения красоты. Иногда приходится долго искать выражение образа, а бывает, что сразу находишь. Все зависит от состояния, настроения, которое хочешь передать. Бывает, что бродишь по родному краю годами и не замечаешь, а потом вдруг открывается нечто прекрасное, так сказать, необыкновенное в обыкновенном…
— Наверное, у каждого деятеля искусства бывают периоды, когда нет вдохновения. Как вы справляетесь с подобными периодами?
— Возможно, я вас удивлю, но лично у меня не бывает, как вы говорите, отсутствия вдохновения. Я считаю, что этим выражением люди прикрывают свою лень и нежелание что-либо делать. У художника всегда должно быть настроение писать. Другое дело, когда что-либо не получается, когда возникают «муки творчества». Но и тогда я, наоборот, с еще большей энергией и азартом берусь за работу.
— Просматривая ваши работы, можно заметить, что вы практически не изображаете на ваших картинах людей, только силуэты. Почему?
— Каждый художник выбирает для себя направление, которое больше его привлекает. Меня лично всегда интересовали пейзажи. Ведь красивее природы ничего не может быть. Особенно моей душе близки необыкновенные пейзажи Южной Осетии. Ну что может быть прекраснее горной реки или таинственного леса? Стоит мне пройти по ущелью, я сразу могу заметить определенный кусок, который меня заинтригует, и все мысли только о том, чтобы запечатлеть его на холсте. Люди, живущие посреди этой буйной природы, как-то свыкаются с ее красотой, она становится для них чем-то обыденным. Но мы должны помнить, что все в жизни не вечно и надо ловить каждый миг проявления прекрасного. Вот это я и пытаюсь делать, поймать образ, момент и запечатлеть его на картине. Тесно общаясь с природой и все глубже постигая ее первозданную чистоту, я стараюсь передать свои чувства зрителю. Стараюсь в своих картинах отобразить красоту и доброту жизни, природы, жизнь простых горцев, их быт и проблемы.
— У вас есть фаворит среди собственных произведений?
— У меня нет какой-то одной любимой картины, все мои работы одинаково ценны для меня. В каждую из них я вкладываю кусочек своего сердца, каждая из них – отражение моей души, моих мечтаний, моего характера, то есть меня самого.
— Бывает ли у вас ощущение, будто бы неведомая сила направляет вашу кисть?
— Этого момента ждет каждый художник. Но меня работа не оставляет ни на минуту. Хорошие вещи, шедевры могут возникнуть только на фоне беспрерывной, упорной работы. Шум реки, шелест ветра, яркое солнышко и прочие факторы, безусловно, влияют на мое настроение. Но когда у художника развита фантазия – ему необязательно находиться в горах, чтобы рисовать горные пейзажи, можно находиться в мастерской и воссоздавать картины из образов в своей голове.
— Представим, вы попали на выставку, среди множества полотен смогли бы вы узнать картину осетинского художника?
— Думаю, любой художник-профессионал сможет отличить картины, написанные в стиле осетинской художественной школы. Хочу напомнить, что училище имени Махарбека Туганова в г.Цхинвале выпустило немало именитых художников. Оно и сегодня работает в определенном стилистическом направлении. На выставке я, безусловно, смогу отличить произведения искусства осетинских художников по манере письма, по колориту цвета и по другим отличительным элементам.
— Вы помните свою первую картину? Какой она вам видится сейчас, спустя много лет?
— Если быть откровенным, я уже и не помню свою первую картину. Если не ошибаюсь, она была связана с осетинской архитектурой на фоне пейзажа. Да и какую из них считать самой первой? Ту, которая получила признание? Которую нарисовал уже в художественном училище? Которую выполнил для дипломной работы? Но если бы я увидел свои ранние картины, я бы понял, что там не хватает мастерства истинного художника, глубокого видения.
— Мечты, планы на будущее?
— Коротко: работать и продолжать двигаться вперед.
— И напоследок, что бы вы хотели пожелать юным перспективным художникам?
— Я бы многое пожелал, но кто меня будет слушать? (смеется). Каждый, наверное, мечтает стать великим художником, если нет такой мечты, то зря учишься. Но всегда и во всем в первую очередь надо работать, и чем больше – тем лучше! Как говорится: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Картины должны быть столь же прекрасны, как сама жизнь, иначе это не подлинник искусства, а его копия.

Илона БАГАЕВА