Страна, где рождаются чемпионы

Каждый, кто хоть немного разбирается в экономике, утверждает, что для выхода экономики на траекторию роста нужны инвестиции. Понятно, что речь идет об иностранных инвестициях, так как у местного населения нет возможностей для крупных капиталовложений.

Большинство предпринимателей предпочитают сферу торговли как отрасль, где нет надобности в крупных инвестициях по сравнению с производством. Поэтому в существующих условиях важно привлекать иностранные инвестиции. Хотя среди местного населения, которое не до конца понимает суть и важность иностранных инвестиций, есть и отрицательно настроенные к этому вопросу. Они полагают, что от иностранных инвестиций будет больше вреда, чем пользы, мотивируя это контролем над экономикой. Однако необходимо понимать, что иностранные инвестиции бывают прямые и портфельные.

Первые – это вложения иностранных инвесторов, которые дают им право контроля и активного участия в управлении предприятием другого государства, тогда как цель портфельных – получение не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода. Это связано с покупкой акций и других ценных бумаг. Т.е. портфельные инвестиции иностранных инвесторов для нас очень приемлемы в перспективе, конечно, при условии создания определенного законодательного фундамента. Однако, даже если создать нормативно-правовую основу для привлечения иностранных инвестиций, нужно учитывать, что о нас, кроме России, стран СНГ и ряда других государств, мало кто знает. Именно об этом пойдет речь в моей статье.

Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность Республики Южная Осетия не возникнет на пустом месте. Это должно стать следствием сформированного и актуализированного имиджа, бренда. Имидж является одним из определяющих факторов восприятия стран, городов и формирования вокруг них дружественной общественной среды. Это, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на лояльность со стороны международного сообщества. Бренд республики должен стать наряду с другими инструментами одним из наиболее действенных в привлечении инвестиций. Не менее важно и то, что бренд РЮО поможет также обеспечить социальную стабильность. Он повышает уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным. Ведь создать бренд – это значит осознать все достоинства и всю уникальность нашей республики. Брендинг мест направлен на преодоление дефицита материальных и нематериальных ресурсов в стране, в его основе лежит идея донесения до широкой общественности представления об уникальности территории.

Брендирование для Республики Южная Осетия – это возможность зарабатывать деньги: развивать туризм, привлекать инвесторов, – кроме того, выстраивать политический статус.

Удачный бренд РЮО может задать стратегический вектор развития территории. Однако для того, чтобы этот план оказался жизнеспособным, в основе бренда должна лежать сильная идея, которая представляет страну как явление в мире и позволяет совместить интересы людей, населяющих ее территорию.

На начальном этапе нам просто необходимо выбрать именно те особенности, на которых будет строиться имидж, – уникальные черты, которые заставят туриста поехать «за тридевять земель». Выявить такие особенности может лишь комплексное исследование, которое даст ответы на вопрос: что продвигать, зачем и какими средствами?

Кроме того, разработка стратегии и программы комплексного продвижения бренда позволит оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социо-культурные, спортивные и другие проекты, которые в любом случае происходят в РЮО. При комплексном подходе результаты реализации данных проектов не являются разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа республики и его руководителей в восприятии целевых аудиторий: российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, средств массовой информации.

Брендинг территории формируется с учетом шести основных составляющих: это население, государство, экономика, иммиграция, туризм, наследие.

Автор статьи предлагает объявить конкурс на разработку логотипа страны. В нем могут принять участие наши художники, учащиеся-лицеисты, а также все желающие.

По условиям конкурса, эмблема должна быть общим и легко понятным символом для представления Республики за рубежом: на ярмарках, выставках, в публикациях, культурных мероприятиях и официальных конференциях. Символ будет иметь статус неофициального, и ни в коем случае не заменит серьезную символику страны. При этом логотип должен быть остроумным и смелым, практичным и с неограниченными возможностями использования, а также отражать уникальный характер Республики.

Удачно найденная идея для бренда способна оживить экономику республики. Не менее важно и то, что бренд РЮО поможет также обеспечить социальную стабильность. Для создания позитивного международного имиджа страны государственные органы создают специальные организации, примером которых могут служить Presence Switzerland в Швейцарии, или Instytut Marki Polskiej в Польше.

Цхинвал должен стать настоящей столицей, местом новых идей и нового качества жизни.

Логичным шагом брендинга РЮО могла бы стать национальная программа «Бренд РЮО». Залогом ее успешной реализации должна быть координация работы задействованных государственных органов и соответствующих организаций компетентным специалистом. И здесь действительно важна личность, а не должность.

Мифы, сказки и легенды тоже могут стать вполне успешными брендами регионов. Так, например, актуально построить парк Нартов в центре Цхинвала на территории бывшей школы № 4. Этот парк должен быть окружен стеной со сценами из нартских сказаний, национальным орнаментом, в нем можно создать скульптуры из нартского эпоса, соорудить фонтан Донбеттыр и т.д. Известно, что фонтан Треви в Риме в день приносит в казну города до 2 тысяч евро благодаря мифу, что турист, бросивший в него монету, обязательно вернётся в Рим. Аналогичную идею можно придумать и с фонтаном нартов, обещая бросившему монету стать чемпионом или чуточку талантливее, красивее или умнее (это можно продумать). Также в парке Нартов разумно организовать сувенирный магазин, выстроенный в национальном стиле, где можно будет приобрести не китайскую сувенирную продукцию, а продукцию местных мастеров. По моему замыслу, актуально было бы продвигать на рынок нартики (авторское название), т.е. это сувенирная продукция – нартские герои, которые наподобие фигуркам фэн-шуй, придавали бы обладателям нартиков те или иные свойства характера героя нартского эпоса. Например, нартик «Шатана» – дает мудрость, «Сырдон» – изворотливость, «Ацамаз» – успехи в музыкальном творчестве, «Батрадз» – силу и т.д. Также в парке Нартов, по задумке, необходимо будет организовать прогулку на коне, кафе «Ирон Хадзар», где обслуживающий персонал непременно должен быть облачен в национальную одежду. И это все в одном месте.

Такой бренд может быть востребован молодежью, потенциальными туристами. Если это предложение будет воспринято и реализовано, тогда у нас начнет развиваться туризм. Конечно, в комплексе с другими мероприятиями. Понятно, что туристы потянут за собой предпринимателей из других отраслей. При этом, что немаловажно, возникает простор для инициативы местных предпринимателей, которые могут строить свой бизнес с учетом особенностей республики.

Также, в городе на территории вокзала стоило бы поставить памятник Коню высотой не менее 30 метров, как символ того, что именно наши предки приручили дикую лошадь (насколько мне известно), а также памятник Вилке, без которой не обходится ни один ужин. Почему – вилке? Если я не ошибаюсь, то из уст Миры Цховребовой как-то давно услышала новость для себя, что, оказывается, наши предки подарили вилку всему миру.

Таким образом, для формирования бренда РЮО необходимы:

1.Визуальная платформа: логотип, например, с изображением осетинского сыра, который главенствует по содержанию кальция, осетинских пирогов, которые необходимо запатентовать и т.д. Кстати, идея брендировать осетинский сыр принадлежит научному сотруднику отдела экономики ЮОНИИ Вячеславу Джабиеву.

2. Смысловая платформа: слоган (например, «Курорты Краснодарского края», «Прикоснись к истории» (Псков), «Янтарный запад России», «Открой для себя Татарстан» и др.) Для РЮО это может быть, по моему мнению: «Рай на земле», «Страна, где рождаются чемпионы» и т.д.

3.Событийная платформа: деловые, спортивные и культурные мероприятия, проекты, программы. В данном направлении необходима особенно активная работа. Следует отметить, что конные бега, которые уже три года организуются в с. Джер, как раз то, что надо. Нужно только придать импульс этой идее. К тому же Джеры Дзуар, место, которое не надо рекламировать местному населению, однако для потенциальных туристов, для которых важно уже духовное обогащение, это то, что надо.

Также необходимо выработать свой спортивный бренд и имидж, как, к примеру, это сделали другие страны: Канада, Чехия, Россия – хоккей; Англия, Италия, Бразилия, Испания – футбол; США – баскетбол, бокс; Китай -настольный теннис; Япония – сумо и каратэ; Иран – борьба; Ямайка, страны Центральной Африки – бег (марафонские, спринтерские); Корея – тхэквондо.

Эти страны прочно ассоциируются с вышепредставленными видами спорта, и не важно, что они не всегда становятся чемпионами по данным видам спорта. Для РЮО это будет, на наш взгляд, борьба.

Спортивный брендинг может дать республике будущую платформу для построения собственного бренда самого государства. Причем положительный эффект от спорт-брендинга будет распространен автоматически на самые различные аспекты государства: на политический строй в стране, на высшие должностные лица, бизнес, население страны в целом, туризм и т.д. и т.п. Основная возможность, которую дает спорт-брендинг для государственных лиц – это улучшение имиджа целой страны и его руководителей со всеми вытекающими последствиями через победы спортсмена, команды или страны! Также нами предлагается создание Аллеи спортсменов, прогуливаясь по которой туристы могут увидеть памятники чемпионам Осетии, как Южной, так и Северной, и услышать об их личной жизни интересные факты. А также в здании спортивной школы борьбы, бокса и тяжелой атлетики (на территории большого парка), где они тренировались, – открыть Музей чемпионов, конечно, после его восстановления.

Необходима также пропаганда легенд и историй, полиграфической и сувенирной продукции, медиа-коммуникации и другие приемы.

Это всего лишь идеи и видение одного человека, автора статьи, однако перечень этих возможностей увеличится в разы, если будет соответствующее внимание государства к брендированию республики, а именно посредством разработки программы «Бренд РЮО».

Мария КАБИСОВА