Развитие и становление фермерских крестьянских хозяйств в республике имеет приоритетное значение

Дальнейшее развитие аграрного сектора республики немыслимо без действующей государственной программы восстановления и развития всех видов и форм сельскохозяйственного производства, будь-то фермерские крестьянские хозяйства, арендные бригады, сельхозкооперативы, малые и средние предприятия по перерабатывающей отрасли.

Правительство дает шанс жителям районов развивать фермерские крестьянские хозяйства, становиться самодостаточными предпринимателями. На сегодняшний день в республике юридически оформлено и насчитывается более 120 крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), большая часть которых взяла у государства льготные беспроцентные кредиты на долгосрочной основе на 3-5 лет. 

 Развитие и становление фермерских крестьянских хозяйств в республике имеет приоритетное значение. Очень важно, когда молодой, полный энергии человек находит применение своим способностям и силам в родном селе, не покидая отцовский дом.

За последние три года определенная часть фермерских хозяйств заметно активизировала свою производственную деятельность при всех имеющихся трудностях, связанных с недостаточной технической оснащенностью, с кормами. ГП «Агропромсервис», отдельные фермерские хозяйства стараются расширить посевы кормовых, т.к. ни о каком развитом животноводстве не может идти речь без собственной кормовой базы. При всех положительных факторах развития и становления КФХ, бесспорно, имеются значительные недостатки и упущения в вопросах финансирования, своевременного составления нормативно-правовой документации, контроля за целевым использованием льготных кредитных средств. Только в 2010 году правительством на развитие крестьянских фермерских хозяйств было выделено 40 млн. руб., т.е. каждому району по 10 млн. руб. За последние 4 года на развитие и становление крестьянских фермерских хозяйств льготных беспроцентных долгосрочных кредитов было спущено более 80 млн. руб., (не считая 27 млн. руб., выделенных государством на приобретение КРС калмыцкой породы в 2011 г.). Значительная часть фермеров получила кредиты повторно. Многие из них оформлены и числятся в районных сводках по 5-10 лет, периодически получают кредиты, но по сегодняшний день от них нет никакой отдачи в виде товарной продукции. Более того, есть факты, когда фермерское хозяйство только числится в сводках, никакой производственной деятельности физически нет. Слово «фермер» в нашем обществе на слуху более 10 лет, а своей мясо-молочной, овощной и другой сельхозпродукции от этого больше не становится.

Эти негативные моменты дискредитируют фермерское движение в глазах общества. Вывод напрашивается один – пока нет налаженного системного контроля по неукоснительному соблюдению всеми сторонами юридически обусловленных отношений в виде правовой нормативной документации между государственными структурами и фермерами по строго целевому использованию и своевременному возврату кредитных средств, есть возможность для многих недобросовестных людей оформлять заведомо провальные, недееспособные, мифические «фермерские хозяйства».

Значительные денежные средства, выделяемые государством на развитие аграрного сектора, с целью обеспечения населения экологически чистой и сравнительно дешевой сельхозпродукцией, не дают должного эффекта. Есть ряд причин, не позволявших добиться видимых результатов производственной деятельности крестьянских фермерских хозяйств, и трудно говорить о реальном решении вопроса продовольственного самообеспечения республики в ближайшие годы.

Фермерство на Западе – это высокотоварное и высоко-специализированное предпринимательское хозяйство, интегрированное в агробизнес посредством кооперации в условиях широкой государственной поддержки. В республике нет единого координационного центра фермерского движения, а это необходимо по ряду причин. Такой центр – совет или ассоциация фермеров позволил бы оперативно решать вопросы и проблемы фермеров по обеспеченности техникой, ГСМ, семенами, хранению и сбыту продукции и, самое главное, совет фермеров не давал бы возможности недобросовестным лицам выманивать у государства кредитные средства, предназначенные для развития аграрного сектора и решения программы продовольственного обеспечения населения республики. Именно саморегулирирующаяся организация должна сказать свое веское слово, ведь никто иной лучше не знает своего коллегу фермера и не может дать лучшей рекомендации и поручительства, чем сосед-фермер. Сельские предприниматели должны чрезвычайно ответственно подходить к заемным средствам, как и к возврату долгов государству. Мошенничество и незаконное получение государственных субсидий должны быть исключены. За соблюдением законности должны следить как сам банк, так и государственные надзорные контролирующие органы. Но при этом необходимо учесть и то обстоятельство, что тот, кто ведет бизнес в сельхозпроизводстве, сознательно принимает на себя определенные риски. Существующие механизмы государственной поддержки в виде дотаций должны своевременно помочь и преодолеть сельхозпроизводителю такие ситуации, как неурожай, засуха, стихийное бедствие и т.д. Помощь фермеру, сельхозкооперативному объединению в виде дотаций должна иметь систематический характер.

Мы, как всегда, бросаемся из крайности в крайность. Не изучив реальное положение сел, земельные и людские ресурсы каждого конкретно взятого села, раздав в аренду по 2-3-5 га сельским жителям, не предусмотрев на базе ликвидированных госхозов в каждом селе помощь в организации сельхозкооперативов по обеспечению техникой, ГСМ, семенами, удобрениями, транспортом, мы тем самым фактически бросили на произвол в течении двух десятилетий наши села, наши бесценные, пахотные орошаемые земли, полагаясь, что их освоят и задействуют фермеры и арендаторы. В итоге индивидуальный сельский житель-хозяйственник оказался как бы вне государственной поддержки и помощи, один на один со своими арендными наделами, большая часть которых за прошедшие десятилетия не обрабатывается и постепенно зарастает кустарником . На селе в основном живут люди ниже среднего достатка и далеко не каждый селянин может быть фермером и выбывать льготные кредитные средства .

Сельское хозяйство до сих пор остается в упадочном состоянии, за 20 прошедших лет так и не выработана общая стратегия дальнейшего развития сельского хозяйства. Инвестиционная программа развития агропромышленного комплекса республики на 2011 год была составлена наспех бывшим руководством Минэкономразвития без анализа состояния сегодняшнего села, его людских и земельных ресурсов. В результате наблюдается полный ее провал, который ясно виден из официального заключения комиссии Минсельхоза России по прочим расходам, направленным на развитие сельскохозяйственного производства. Экономически необоснованным и заведомо провальным был завоз КРС калмыцкой породы в количестве 911 голов накануне зимы 2011года, когда не была подготовлена соответствующая кормовая база, не было условий содержания в зимнее время. На приобретение скота государством было выделено фермерам в виде товарного кредита 27 млн. руб. на долгосрочной основе, а в текущем году государство вынуждено было выделить в виде беспроцентного займа сроком на 4 года еще 16 млн. руб. для приобретения кормов и 12 млн на строительство ангаров.

Оглядываясь на все недостатки и упущения последних десяти лет, в том числе и фермерского движения, невольно возникает простой вопрос: на кого можно положиться в ближайшие годы, чтобы гарантированно получать отдачу в виде сельхозпродукции? Каков на сегодняшний день людской и земельный ресурс наших сел? Ведь со времени августовской войны изменилось многое, все наши сельскохозяйственные угодья, пашни соответственно границам территории республики довоенного времени в наших руках и есть возможность обрабатывать их, тем более, что это в основном орошаемые земли и прекрасно подходят под овощеводство, плодоводство, виноградарство.

Спасут и возродят собственное сельхозпроизводство люди, которые действительно хотят и могут работать, независимо от того, фермеры они или просто сельские жители, имеющие личное подворье; те, кто реально могут и хотят жить на селе, у которых сохранились дома и приусадебные участки.

Во все времена, при всех формах собственности, при всех изменениях форм владения землей неизменно главной силой на селе оставалось личное крестьянское подворье. Поэтому государству всячески необходимо каждому конкретному сельскому жителю, имеющему арендный надел или занимающемуся скотоводством, желающему расширить свое хозяйство оказывать помощь техникой, кормами, льготными кредитами и т.д. Вселять чувство уверенности в собственные силы, чувство нужности каждого сельского жителя-хозяйственника, производителя сельхозпродукции в любом объеме. В отдаленных горных селах Дзауского, Цхинвальского, Знаурского, Ленингорского районов живут люди, которые, полагаясь на собственные силы, не имея системной помощи от государства, не уезжают из родных мест, несмотря на трудные условия, занимаются хозяйством, держат значительное поголовье скота местной породы, снабжают по мере возможностей население сыром, мясом и другими сельхозпродуктами. Именно таким сельским труженикам, на которых держится наше горное скотоводство и земледелие, наши национальные устои, необходимо всячески оказывать внимание и помощь со стороны государства льготными кредитами, заготовкой кормов снабжением горной минитехникой, улучшением дорожных условий, доставкой хозтоваров и продуктов первой необходимости. К чести нового правительства, идет усиленная работа по строительству надежных, современных дорог в районные центры, в отдаленные села республики.

При этом задача Министерства сельского хозяйства, как единственного специализированного, координирующего, направляющего органа по вопросам землепользования, развития аграрного производства в том, чтобы весь процесс хозяйственной деятельности фермера, арендатора, крестьянского личного подворья от производства до сбыта и переработки был охвачен кооперацией. В республике до сих пор не востребована система кооперации на селе и именно специалисты – аграрники призваны вовлекать сельских производителей в кооперативы – малые и средние, в каждом селе. Кооперация необходима сельскому производителю как воздух, независимо от того, фермер это или индивидуальное крестьянское подворье. Государству, в свою очередь, легче своевременно оказать эффективную помощь через сельхозкооператив, как юридическому лицу, льготным кредитом на долгосрочной основе, семенами, удобрениями, техникой, топливом и т.д. У каждого сельхозкооператива со временем должен быть свой фирменный ларек, магазин, так как кооперация призвана доставлять продукцию сельхозпроизводителей от поля до прилавка, а не отдавать их труд полностью на расправу перекупщикам. Только в этом случае государство может эффективно влиять на развитие сельского хозяйства, на решение вопроса обеспечения продовольствием населения республики, на развитие инфраструктуры села. Передо мной на нескольких страницах «Программа развития агропромышленного комплекса Республики Южная Осетия на 2011г.» на нескольких страницах – Государственная инвестиционная программа. Всего по инвестиционным мероприятиям было запланировано спустить и освоить – 600 млн. руб., это огромные средства. Необходимо периодически поквартально озвучивать в республиканских СМИ, особенно по телевидению, что сделано по Инвестиционной программе, сколько средств освоено, и это должно быть постоянно на контроле государственных органов. С этой целью на телевидении должна вестись программа «Сельский час», на котором бы освещались все вопросы села: что сделано и не сделано по «Инвестиционной программе развития АПК». И кто за это отвечает, и кто понес наказание за допущенные ошибки и недостатки, из-за которых потеряны огромные средства, которые были спущены для восстановления и развития народного хозяйства, продовольственного обеспечения населения республики.

 

ОБРАЩЕНИЕ

Дорогие мои земляки, вы выдержали все невзгоды военных, блокадных 20 лет. За эти годы, когда жизнь отбросила нас на несколько десятилетий назад, к сохе и лопате. Вы достойно выдержали это испытание, благодаря вам наши села не остались покинутыми и опустевшими.

Практика всех развитых стран свидетельствует о больших возможностях сельхозкооперативных объединений, основанных на самоуправлении, инициативе людей, их хозяйственной самостоятельности и демократии. Через сельхозкооператив государственные органы смогут более качественно и оперативно помочь в любых производственных вопросах. На небольших земельных наделах, менее 50 га., трудно наладить в одиночку производство на современном агротехническом уровне. Земля не может долго оставаться бесхозной и необработанной. Поэтому не ждите, что кто-то приедет и будет решать за вас, каким родом деятельности вам заниматься. При непосредственной помощи и содействии глав местных администраций, специалистов – аграрников объединяйте ваши усилия, умение, технические средства, арендные наделы земли и дерзайте!

Валентина ЧАБИЕВА, инженер-гостехнадзор Министерства сельского хозяйства