О перспективах применения контрольно-кассовой техники в РЮО

25 июня 2015 года на заседании Правительства единогласным решением был одобрен проект закона РЮО «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», представленный председателем Комитета по налогам и сборам РЮО (КНС) Вадимом Каджаевым.

Этот закон разработан для усовершенствования отчетности, показа более точной картины оборота денежных средств в Республике. По словам председателя КНС Республики, применение кассовых аппаратов в торговой системе должно способствовать улучшению финансовой дисциплины налогоплательщиков.

При обсуждении данного законопроекта Председатель Правительства Д. Кулумбегов отметил, что прежде чем принимать закон, предписывающий использование контрольно-кассовой техники при наличных расчетах, необходимо провести разъяснительную работу с населением. «Люди должны понять, что так работают во всем цивилизованном мире, и закон принимается не для того, чтобы ущемить чьи-то права, а для систематизации финансово-хозяйственной деятельности организаций», – сказал премьер.

Мы обратились к председателю Комитета по налогам и сборам В. Каджаеву, который дал нам возможность ознакомиться с проектом вышеуказанного закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и ответил на все интересующие нас вопросы.

По данному законопроекту контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, будет в обязательном порядке применяться на территории Республики всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

При осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала кредитные организации в определенных в законе случаях могут не применять контрольно-кассовую технику.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход и предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи товарного чека или квитанции покупателю или клиенту, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу. Чек или квитанция должны быть выданы в момент оплаты товара (работы, услуги) и содержать наименование, порядковый номер и дату выдачи документа, наименование организации или индивидуального предпринимателя выдавшего документ, наименование и количество оплачиваемых товаров (работ, услуг), сумму оплаты, должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ и его личную подпись.

Законом оговариваются условия, по которым организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей работы, либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные работы без применения контрольно-кассовой техники, а именно:

– при продаже газет и журналов, если их доля в товарообороте составляет не меньше 50%; билетов в городском общественном транспорте;

– при обеспечении питанием обучающихся и работников в образовательных учреждениях;

– при торговле на рынках, разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

– торговле с киосков мороженым и безалкогольными напитками на розлив;

– при приеме от населения утильсырья, за исключением металлолома;

– реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы;

– продаже номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок), подтверждающих оплату почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, также могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

При осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт могут применяться только те модели контрольно-кассовой техники, которые будут включены в Государственный реестр. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу определяются Правительством Республики Южная Осетия. По словам председателя КНС Республики вступление в силу закона ожидается в начале нового года.

«Контрольно-кассовая техника, применяемая в Республике, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, она должна быть опломбирована в установленном порядке, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме», – подчеркнул глава налоговой службы. Это значит, что техника должна обеспечивать долговременное хранение итоговой информации, которая необходима для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов. Контрольно-кассовая техника должна бесперебойно выдавать покупателям кассовые чеки. За применением контрольно-кассовой техники будет следить КНС Республики.

«В настоящее время перед налоговой службой стоит задача найти поставщика контрольно-кассовых аппаратов и определить перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Республики Южная Осетия для их внесения в Государственный реестр, решить проблему их дальнейшего обслуживания, – сказал В. Каджаев. – Покупать контрольно-кассовые аппараты налогоплательщики будут сами. Их стоимость на сегодняшний день варьирует от 3-х до 15-ти тысяч рублей. Предприниматели также сами будут оплачивать их установку и обслуживание».

По словам главы налоговой службы, в настоящее время нет никаких препятствий для принятия данного закона, поскольку он дает возможность не только наладить работу налоговых органов, но и возможность самим предпринимателям оптимизировать свою работу в соответствии с современными реалиями, а также предоставляет дополнительные возможности покупателям в области защиты прав потребителей.

Зарема КОЧИЕВА