Главной «новостью» последней недели в республике стало активное обсуждение в социальных сетях публикации в СМИ «конфликта» между компанией БТК и руководством Южной Осетии. «Новость» заключалась не в «конфликте», которого не было и не могло быть: отношение государства к крайне важному на сегодняшний день инвестору всегда было максимально благоприятным и иным быть не может. Однако стандартная процедура заключения нового договора между государством и инвестором была по каким-то причинам политизирована, и в итоге в центр внимания общества искусственным путем был помещен не имеющий отношения к реальности сюжет. Актуальные экономические стороны продолжения сотрудничества с компанией БТК в развернувшейся эмоциональной дискуссии оказались невостребованными.
Особенности инвестиционного договора с БТК
Текущий инвестиционный договор был заключен в феврале 2013 года сроком на 5 лет и предусматривал создание не менее 150 рабочих мест на территории республики компанией БТК. По его условиям инвестор освобождался государством от уплаты налогов на имущество, прибыль, земельного налога и ввозных таможенных пошлин, а также получал в безвозмездное пользование на срок в 49 лет земельный участок для организации производства. Подобные условия могли показаться особенными, но в экономических реалиях Южной Осетии их предоставление было абсолютно оправданным и необходимым. Поиск инвесторов – очень сложная задача, решением которой в постоянном режиме занимается глава государства. Сейчас, когда срок инвестиционного договора истекает, новое соглашение между инвестором и государством, очевидно, будет заключено на условиях не хуже текущих, и заинтересованные ведомства получили соответствующие указания президента. БТК является для Южной Осетии уникальным инвестором, пример которого очень важен для будущих переговоров с другими экономическими субъектами. На сегодняшний день вместо указанных в договоре 150 рабочих мест уже существует около 500, и республика прилагает все усилия для того, чтобы инвестор создал дополнительные рабочие места в районах.
Безработица является одной из главных социальных проблем в Южной Осетии, поэтому структура нового инвестиционного договора будет выстроена таким образом, чтобы мотивировать БТК к расширению производства на территории республики.
Помимо этого, будет предпринят еще один шаг, выходящий за рамки отношений государства с отдельно взятой компанией БТК и имеющий системное значение для всей южноосетинской экономики.
Вывозная пошлина. Примеры применения и югоосетинские реалии
Текущие ставки таможенных пошлин, применяемые к перемещаемым через таможенную границу республики товарам, определены Постановлением Правительства Южной Осетии №201 от 13 октября 2001 года. Помимо ввозных пошлин постановление предусматривает и ставку вывозной пошлины в размере 2% от таможенной стоимости продукции. В 2001 году применение вывозных пошлин, возможно, имело определенный смысл, но со временем превратилось в явный анахронизм, в особенности после того, как Южная Осетия стала признанным государством.
Вывозные пошлины довольно нечасто применяются в мировой практике и в большей степени характерны для развивающихся стран, обладающих естественной монополией на производство и экспорт каких-либо товаров. Национальный товар при этом должен пользоваться высоким спросом за рубежом, внутренние цены должны быть существенно ниже мировых, а поступления от вывозных пошлин являться важным источником доходов государственного бюджета. Чаще всего речь идет о сырье и природных ресурсах. В России, к примеру, вывозные пошлины применяются к различным группам товаров, включая лесоматериалы, газ, нефть и нефтепродукты, и преследуют цели сокращения экспорта сырья из страны, пополнения бюджета и поддержки баланса внутреннего и внешнего рынка. В Южной Осетии эти пошлины лишены экономического смысла и представляют собой механизм, ограничивающий экспорт, объем которого и так несущественен. Национальных товаров, к которым их можно было бы применять, исходя из мировой практики, республика не производит. Применение экспортных пошлин также противоречит цели привлечения инвесторов в республику, поскольку изначально ставит их в невыгодное положение: необходимо априори закладывать в расходную часть инвестиционных проектов, нацеленных на российский и иные внешние рынки, 2% от таможенной стоимости продукции. Кроме того, вывозные пошлины по смыслу и духу противоречат Соглашению о режиме торговли товарами между Южной Осетией и Россией, поскольку ограничивают вывоз югоосетинских товаров в Россию. Таким образом, экспортные пошлины в югоосетинских реалиях являются не только не соответствующим экономической политике государства анахронизмом, но и определенным системным препятствием как для югоосетинских предпринимателей, имеющих намерение производить и экспортировать свою продукцию, так и для привлечения инвесторов. Тем не менее, постановление «дожило» вплоть до 2018 года.
Отменить, нельзя оставить
Решение об отмене вывозных пошлин было принято президентом в начале года, соответствующие ведомства получили поручения, а проект самого постановления будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства. Таким образом, вывозные пошлины в Южной Осетии будут отменены. Это станет важным позитивным шагом в направлении модернизации экономического законодательства и повышения инвестиционной привлекательности республики.
Госсоветник Президента РЮО Сослан Джуссоев